Доброе слово о клубе друзей оперы

Пятнадцать лет бескорыстия

В каждом городе есть своя театральная легенда. Проходят годы, ее забывают, но от этого она не перестает быть легендой. Потому что, извлеченная из сундуков забвения, она выглядит настолько неправдоподобной, что новые поколения от удивления лишь протирают глаза.

М.Жилюк, Н.Руднева. 1985 год

Вот скажу я вам сейчас: «Клуб друзей оперы». Что это? Кто это? Благонамеренное сообщество толстопузых спонсоров или гангстерская сходка, как в фильме «В джазе только девушки»?

Ни то и ни другое. Те, кто в 1970 — 1980–х годах был близок к театру, наверняка помнят скромную работницу Белорусского театрального общества Светлану Климкович. Дочь автора Гимна БССР, она и сама была не чужда поэзии, писала стихи и пьесы и навеки осталась в истории белорусской культуры как автор либретто лучших белорусских опер — «Дзiкага палявання караля Стаха» Солтана и «Францыска Скарыны» Смольского.

Столкнувшись с реалиями театра оперы и балета БССР, она задумалась о том, почему в этом театре так хорошо поют, а народу ходит так мало. И решила, что нужно с этим что–то делать. Очень скоро у нее нашлись единомышленники в Институте химии Академии наук БССР. Так возник клуб друзей оперы.

Вначале он был больше похож на тайное общество с системой ячеек, с активистами, которые распространяли билеты исключительно среди своих. Заседания проходили в гостиной театра или в маленьком уютном зале Дома работников искусств (ныне принадлежащего православной церкви). Вход только по пригласительным, а попробуй его достань! Даже преподаватели консерватории и оперные солисты зачастую только мечтали туда попасть.

Первые мероприятия клуба — творческий вечер певицы Нагимы Галеевой и предпремьерная встреча с постановочной группой спектакля «Война и мир» — состоялись в декабре 1984 года. Январь 1985–го — встреча с лауреатами только что закончившегося XI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки — Марией Мурадян (Гулегиной), Анатолием Дичковским и Михаилом Рысовым. Февраль — знакомство с оперой Кортеса «Матушка Кураж», которая так никогда и не была поставлена в Беларуси, хотя с большим успехом шла в Каунасе и Кишиневе. Март — непосредственно в Академии наук состоялось обсуждение спектакля «Дон Карлос», прошли творческие вечера молодых звезд белорусской оперы — Натальи Рудневой и Натальи Костенко. Апрель — беседа Виктора Скоробогатова о певческих голосах (с демонстрацией грамзаписей).

Нет, вы представляете, какая интенсивность? И так на протяжении многих–многих лет.

Конечно же, клуб со временем менялся. В 1990 году Светлана Климкович вышла на пенсию, ее заменила заведующая литературной частью Большого театра оперы и балета Елена Соломахо. Клуб стал намного демократичнее, заседания стали проводиться в фойе театра, его члены получили бесплатный доступ на предпремьерные показы. Но самыми запоминающимися событиями были изумительные камерные спектакли, которые режиссер Семен Штейн ставил для клубных собраний. Это и «Альпийская баллада» Губаренко, и «Медиум» Менотти, и «Человеческий голос» Пуленка, и «Письма Ван Гога» Фрида.

А какие невероятные сочинения разучивались и исполнялись на заседаниях клуба! «Вечерок» и «Русская тетрадь» Гаврилина, все вокальные циклы Шостаковича, в том числе «Из еврейской народной поэзии», и многое–многое другое. Ничего этого нельзя было услышать на официальных концертных эстрадах.

Вы спросите, кто это все оплачивал? Никто! Режиссер, певцы и концертмейстеры работали бесплатно, из любви к искусству, по велению сердца. Особенно вспоминаются концертмейстеры Елена Васильченко и Нина Солдатенко, которые тянули на себе весь воз оперных постановок. И, конечно, певцы: Ольга Тишина, Наталья Костенко, Наталья Руднева, Виктор Скоробогатов.

В 1993 году умер идейный вдохновитель клуба Семен Штейн, но еще пять лет клуб жил и действовал. Проходили презентации новых спектаклей, концерты, встречи. Клуб умер только тогда, когда иссякло бескорыстие.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter