М.Жилюк, Н.Руднева. 1985 год
Вот скажу я вам сейчас: «Клуб друзей оперы». Что это? Кто это? Благонамеренное сообщество толстопузых спонсоров или гангстерская сходка, как в фильме «В джазе только девушки»?
Ни то и ни другое. Те, кто в 1970 — 1980–х годах был близок к театру, наверняка помнят скромную работницу Белорусского театрального общества Светлану Климкович. Дочь автора Гимна БССР, она и сама была не чужда поэзии, писала стихи и пьесы и навеки осталась в истории белорусской культуры как автор либретто лучших белорусских опер — «Дзiкага палявання караля Стаха» Солтана и «Францыска Скарыны» Смольского.
Столкнувшись с реалиями театра оперы и балета БССР, она задумалась о том, почему в этом театре так хорошо поют, а народу ходит так мало. И решила, что нужно с этим что–то делать. Очень скоро у нее нашлись единомышленники в Институте химии Академии наук БССР. Так возник клуб друзей оперы.
Вначале он был больше похож на тайное общество с системой ячеек, с активистами, которые распространяли билеты исключительно среди своих. Заседания проходили в гостиной театра или в маленьком уютном зале Дома работников искусств (ныне принадлежащего православной церкви). Вход только по пригласительным, а попробуй его достань! Даже преподаватели консерватории и оперные солисты зачастую только мечтали туда попасть.
Первые мероприятия клуба — творческий вечер певицы Нагимы Галеевой и предпремьерная встреча с постановочной группой спектакля «Война и мир» — состоялись в декабре 1984 года. Январь 1985–го — встреча с лауреатами только что закончившегося XI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки — Марией Мурадян (Гулегиной), Анатолием Дичковским и Михаилом Рысовым. Февраль — знакомство с оперой Кортеса «Матушка Кураж», которая так никогда и не была поставлена в Беларуси, хотя с большим успехом шла в Каунасе и Кишиневе. Март — непосредственно в Академии наук состоялось обсуждение спектакля «Дон Карлос», прошли творческие вечера молодых звезд белорусской оперы — Натальи Рудневой и Натальи Костенко. Апрель — беседа Виктора Скоробогатова о певческих голосах (с демонстрацией грамзаписей).
Нет, вы представляете, какая интенсивность? И так на протяжении многих–многих лет.
Конечно же, клуб со временем менялся. В 1990 году Светлана Климкович вышла на пенсию, ее заменила заведующая литературной частью Большого театра оперы и балета Елена Соломахо. Клуб стал намного демократичнее, заседания стали проводиться в фойе театра, его члены получили бесплатный доступ на предпремьерные показы. Но самыми запоминающимися событиями были изумительные камерные спектакли, которые режиссер Семен Штейн ставил для клубных собраний. Это и «Альпийская баллада» Губаренко, и «Медиум» Менотти, и «Человеческий голос» Пуленка, и «Письма Ван Гога» Фрида.
А какие невероятные сочинения разучивались и исполнялись на заседаниях клуба! «Вечерок» и «Русская тетрадь» Гаврилина, все вокальные циклы Шостаковича, в том числе «Из еврейской народной поэзии», и многое–многое другое. Ничего этого нельзя было услышать на официальных концертных эстрадах.
Вы спросите, кто это все оплачивал? Никто! Режиссер, певцы и концертмейстеры работали бесплатно, из любви к искусству, по велению сердца. Особенно вспоминаются концертмейстеры Елена Васильченко и Нина Солдатенко, которые тянули на себе весь воз оперных постановок. И, конечно, певцы: Ольга Тишина, Наталья Костенко, Наталья Руднева, Виктор Скоробогатов.
В 1993 году умер идейный вдохновитель клуба Семен Штейн, но еще пять лет клуб жил и действовал. Проходили презентации новых спектаклей, концерты, встречи. Клуб умер только тогда, когда иссякло бескорыстие.
juliaandr@gmail.com