“Пятерка” и “тройка”: чьи решения весомее?

Понять, что сегодня правит миром: сырье или технологии — крайне сложно. Запад неустанно и громко повторяет, что Россия и другие энергопоставщики целиком и полностью зависят от государств “золотого миллиарда”. Углеводородные же “короли” в свою очередь заявляют, что достаточно им “законопатить” сырьевые скважины, как вся западная цивилизация выключится, как телевизор.

Мир сегодня взаимозависим, как никогда ранее. Причем согласование позиций идет не только между двумя сторонами, но и третий здесь тоже не лишний — транзитные государства стремятся отвоевать себе место под солнцем.
На днях завершился новый раунд в поединке Запад — Восток. Безоговорочной победы добиться никому не удалось.
Разрекламированный саммит в Кракове оказался похож на машину, в бак которой залили не тот бензин. То есть до старта была заявлена одна скорость, а на поверку оказалось, что на “обедненной смеси” далеко не уедешь. В качестве “обеднителя” выступил Казахстан. Его президент Нурсултан Назарбаев обещал, что лично присоединится к главам Польши, Украины, Грузии, Азербайджана и Литвы, собиравшимся предложить ЕС энергетическую альтернативу, однако в последний момент Назарбаев изменил свой маршрут и предпочел краковским переговорам встречу в тесном кругу с лидерами России и Туркменистана.
Энергетический саммит в Польше таким образом оказался без основной движущей силы, и, по большому счету, разговор о нефтепоставках в обход России получился на уровне “мы бы поехали, да не на чем”. “Пятерка” краковских переговорщиков, правда, приняла решение по созданию консорциума по достройке существующего украинского нефтепровода Одесса—Броды до польского Гданьска, однако эти речи ведутся уже не один год, но без мощных вливаний со стороны Евросоюза “звенящий металл” намерений продолжает коррозировать, как незаполненная труба. ЕС выделил пару миллионов евро на подготовительные работы, да на том и остановился.
Однако, несмотря на достаточно сдержанные комментарии участников польского саммита, определенное движение вперед все же есть. Во-первых, Азербайджан подтвердил готовность подключиться к “новой линии”, и, во-вторых, Нурсултан Назарбаев хоть сам и не приехал, но своего представителя в Краков все же отправил...
Более плодотворно поработали в последние дни президенты России, Туркменистана и Казахстана. Их решение аналитиками дополняется словом “эпохальное”. Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов подписали совместную Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода. (Им денег ни у кого просить не надо, как, впрочем, и сырья.) До 1 сентября главам правительств дано поручение подготовить и подписать соглашение о сотрудничестве. Трубопровод оценивается в 1 миллиард долларов. Он пройдет вдоль каспийского побережья из Туркменистана в Казахстан, где и состыкуется с существующим газопроводом Средняя Азия—Центр на казахстанско-российской границе. Его пропускная способность прогнозируется на уровне 30 миллиардов кубометров в год. Таким образом, российское широкое углеводородное русло вберет в себя значительные туркменские и казахстанские потоки, чтобы уже направить их в Европу.
Следующие саммиты “пятерки” и “тройки” назначены на октябрь в Литве и на сентябрь в Туркменистане соответственно.
В этом показательном соперничестве можно порадоваться за всех, особенно за Евросоюз. Он без нефти и газа не останется: не одни, так другие поставят. Великая сила — конкуренция. Главное, ее организовать, а по возможности еще и контролировать.

 Мнения

Юрий ШЕВЦОВ, политолог:
— Подписанные между Россией, Казахстаном и Туркменистаном документы о строительстве нового газового трубопровода я рассматривал бы параллельно с саммитом восточноевропейских и закавказских стран в Польше. Принятые решения (и там и там) являются взаимодополняющими. И оба эти решения выгодны нам.
В чем эти выгоды для Беларуси? Кроме российских нефти и газа к нам будет все больше приходить и каспийского сырья. А это уже и есть элементы рынка и выбора. И второе — скоро, по всей видимости, выйдет на запланированные мощности трубопровод Одесса—Броды. Нам это тоже на руку, ибо, как уже сообщалось ранее, намечена модернизация участка трубопровода от Мозыря до Брод, по которому мы сможем получать нефть. Кроме того, Россия, Азербайджан, Украина — это те страны, с которыми у нас выстраиваются хорошие отношения, и есть надежда на наращивание с этими партнерами целого комплекса отношений.

Владимир УЛАХОВИЧ, директор Центра международных исследований БГУ:
— Встреча “тройки” в Средней Азии более значимая и весомая, чем краковской “пятерки”, которая, как предполагалось, позволит решить вопросы поставки энергоносителей, минуя Россию. Это в некоторой степени можно сделать благодаря участию в альтернативном проекте Азербайджана и наличию трубопровода Одесса—Броды. Но это все же несопоставимо с тем сотрудничеством, которое предлагают для ЕС Россия, Казахстан и Туркменистан.
Что же касается Беларуси, то, если будет загружаться трубопровод Одесса—Броды, — это, конечно, может дать нам определенные дивиденды. Беларусь — транзитная страна. Мы придерживаемся наших национальных интересов и не играем в игры ни на какой стороне. У нас есть два НПЗ, и мы должны их использовать и поставлять в Европу переработанные нефтепродукты. Это взвешенная и прагматичная позиция.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter