На ЧМ по футболу настала пора четвертьфиналов. Для сборной СССР через эту стадию мундиаля проходила своеобразная черта

Пятая четверть

На чемпионате мира по футболу настала пора четвертьфиналов. Сегодня сыграют Франция — Уругвай, Бразилия — Бельгия, завтра нас ожидает матч Швеция — Англия. Последними по времени на поле стадиона в Сочи выйдут футболисты России и Хорватии. Эту игру уже сейчас называют судьбоносной и волей-неволей в ожидании ее оживляют картины прекрасного футбольного прошлого. Для нынешней сборной России выход в плей-офф чемпионата мира — лучшее достижение: три прошлые попытки лучше не вспоминать. А вот для сборной Советского Союза через четвертьфинал мундиаля проходила своеобразная черта, отделявшая хорошее от плохого. Попали в полуфинал — молодцы, а не попали — не обессудьте. Единственное исключение из этого правила — второй групповой этап на первенстве 1982 года. Тогда наши выиграли у бельгийцев 1:0, не сумели забить полякам, пролетели мимо полуфинала, а по стране побежали гулять анекдоты о Юрие Гаврилове, который прятал лицо от случайных прохожих. То есть четвертьфинала на мундиале не было, но он был, и сборная СССР выиграть его не смогла...

В 1/8 финала домашнего чемпионата  мира россияне прошли испанцев.  Как будет с хорватами в четвертьфинале?
Фото Рейтер

1966 год

23 июля. СССР — Венгрия — 2:1

1966 г. СССР — КНДР. Первый гол в ворота соперников забил Эдуард Малофеев.

Единственный победный четвертьфинал советской сборной на чемпионатах мира. И вообще лучшее в истории выступление нашей команды. Да, после победы над венграми она проиграет немцам (1:2) и португальцам (1:2), да, по возвращении домой по обыкновению тех времен будет снят с должности главный тренер команды Николай Морозов, но все равно не было в нашей истории на мундиалях ничего лучше. И мы до сих пор с упоением отмечаем, что на чемпионате мира, проходившем в Англии, три гола записал на свой счет минский динамовец Эдуард Малофеев.

Тогда, попав в группу к Италии, Чили и Северной Корее, сборная СССР показала класс, выиграв все три матча, забив шесть голов и пропустив лишь один. В четвертьфинале в соперники СССР досталась сборная Венгрии. Конечно, это были уже несовсем “волшебные мадьяры”, которых все боялись в 50-е, но по-прежнему сильная команда мирового уровня с внушительным послужным списком. На групповой стадии мадьяры выбили действующих двукратных чемпионов мира бразильцев с Пеле и Гарринчей. Но Лев Яшин был крут в воротах, а голы Игоря Численко и Валерия Поркуяна все-таки обеспечили преимущество советской сборной.

Дальнейшее, конечно, сегодня может показаться невероятным. Уже в перестроечное время футболисты вспоминали, как перед полуфиналом с командой ФРГ Николай Морозов прочел игрокам письмо, которое пришло в Англию от заключенных одной из советских тюрем. А там четко было сказано: “Если вы проиграете немцам — мы объявим голодовку”. Сборная СССР немцам уступила, Численко схлопотал удаление, и, судя по всему, заключенные были вынуждены голодать. Проиграли и португальцам, зато привезли домой бронзовые медали. Болельщики устроили команде шикарную встречу в Шереметьево, а вот власти... Звания “Заслуженный мастер спорта СССР” они присваивали почему-то с рассрочкой по годам. Три игрока — Виктор Гетманов, Алексей Корнеев и Георгий Сичинава — так и остались “Мастерами спорта международного класса”. Звание ЗМС Василий Данилов получил только в 1997 году — но зато именно он вошел в историю как первый футболист “Заслуженный мастер спорта России”...

1958 год

СССР — Швеция — 0:2

1958 г.  Капитаны сборных Англии и СССР Билли Райт и Никита Симонян перед началом первого матча в группе.

Много позже после этого матча известный журналист Николай Долгополов напишет: “Было изнасилование на захолустной даче или не было, не скажет никто. А приговор — суровый, примерный, несоизмеримый пусть даже и с содеянным — вынесли: Стрельцову дали 12 лет. Наказание и до этого витало в воздухе. Дурное пристрастие парня из простой семьи, враз ставшего всесоюзным кумиром, объявили звездной болезнью. К нему начали присматриваться не только болельщики, и Эдик подставился по полной. Он и сам не помнил, что совершил (или нет) в ту ночь вместе с двумя друзьями по сборной Борисом Татушиным и Михаилом Огоньковым”.

Вот таким выходит послесловие к первому в истории “советскому” чемпионату мира. Послесловие, которое на самом деле следует считать предисловием. Сборную СССР, готовившуюся к поездке в Швецию, буквально взорвала весть о событиях на подмосковной даче военного офицера Караханова. Троих игроков вместо Стокгольма отправили в СИЗО...

Остальные до Швеции добрались и в полной мере рассчитывали проявить себя. Даром что ли советская команда носила в то время звание олимпийского чемпиона?! Иванов, Яшин, Симонян, Качалин, Кесарев, Ильин, Нетто — вспоминаешь каждого и понимаешь, что то была за сборная! В групповом турнире вели против Англии 2:0, но по неопытности упустили победу — 2:2. У австрийцев выиграли 2:0, бразильцам с Пеле и Вава 0:2 проиграли и были вынуждены сыграть с англичанами дополнительный матч за выход в четвертьфинал. Выиграли 1:0.

В интервью некоторых советских футболистов той сборной часто встречалось: нам не дали подготовиться к четвертьфиналу. Сидя в аэропорту, долго ждали ночного самолета в Стокгольм, а он все не прилетал. Разместились в гостинице, и усталые после перелета, превратившегося в целое путешествие, бросились отдыхать в номера, где кровати стояли в два яруса. Но поспать не получилось. По странной случайности отель оказался как раз напротив стройки, работы на которой продолжались и ночью. Что это было? Подстроенная подлянка? Просто небрежность организаторов? Злые, невыспавшиеся футболисты вышли на матч с дружным настроем разорвать негостеприимных хозяев. Но тяжелая лишняя игра с Англией и предматчевые передряги сказались — шведы выиграли.

1962 год

10 июня. СССР — Чили — 1:2

1962 г. Уругвай — СССР. Мяч в воротах Яшина.

Когда перед началом чемпионата мира в России именно в российской прессе появилась публикация под названием “Привоз Иванович”, хотелось закричать о невероятной несправедливости. Лев Яшин действительно пропустил два гола от хозяев после дальних ударов, но важны обстоятельства, о которых некоторые коллеги стараются забыть.

1962 год. Чили только отходит от разрушительного землетрясения. Берлин разделила знаменитая стена. Гагарин слетал в космос. СССР уже связался с новыми кубинскими властями и впереди Карибский кризис. А сборная Союза по футболу отправилась на другую сторону Земли, чтобы играть в футбол. Позже чемпионат 1962 года назовут первенством мясников, и в историю он войдет “битвой в Сантьяго”. Игрок сборной Чили Леонель Санчес, сын профессионального боксера, на несколько подряд ударов по ногам от итальянца Марио Давида, ответил правым хуком и уложил последнего на землю. Отлежавшись на траве, Марио встал и, поняв, что арбитр Кен Астон (тот самый, который позже придумает желтые и красные карточки) молчит и не предпринимает никаких действий по отношению к “боксеру”, взял бразды правления в свои руки: подпрыгнул на месте (наверное, насмотрелся китайских фильмов про карате) и ногой въехал по горлу Санчеса. Марио Давид был автоматически удален с поля.

Не избежала подобных проблем и сборная СССР. В первом же матче нашей команды, где соперником были югославы, случился крайне неприятный эпизод: Мухамед Муджич грубейшим образом нарушил правила против нашего защитника Эдуарда Дубинского, и тот был отправлен в больницу с переломом ноги. Как впоследствии оказалось, этот момент стал роковым в его судьбе: на фоне травмы со временем у него развилась саркома, и футболист скончался в 1969 году — ему было всего 34 года. Тем не менее “за себя и за того парня” команда переиграла югославов со счетом 2:0.

После советская сборная, выигрывая у колумбийцев по ходу матча 3:0, в итоге сыграла вничью 4:4. Потом был Уругвай, и знаменитая честная игра Игоря Нетто, который признался арбитру, что мяч в ворота соперников прошмыгнул не через рамку, а через дырку. Благодаря голу Иванова в самой концовке у Уругвая выиграли 2:1. А потом были чилийцы и их коварные удары. Один из них, что крайне любопытно, нанес Леонель Санчес.


1970 год

14 июня. СССР — Уругвай — 0:1

1970 г. Гол Эспарраго.

Опять Качалин, опять Яшин (хоть и не игравший) и опять неудача. Все решилось на 117-й минуте четвертьфинального матча, когда забил Виктор Эспарраго. Забил — а все до сих пор спорят, вышел тогда мяч за линию ворот перед навесом Кубильи или нет.

Принятая в СССР версия, основанная на свидетельствах участников встречи, гласит: голландский арбитр Лоуренс ван Равенс самым наглым образом “убил” нашу команду. Причем дважды. В первый раз — отменив “чистый” гол, который лидер атак сборной СССР Бышовец забил во втором тайме дополнительного времени. Никакого офсайда у Бышовца, как уверяют очевидцы, и близко не было: уругвайский защитник Матосас находился ближе к воротам. Бышовец решил эпизод мастерски, парой ловких движений, но едва мяч затрепыхался в сетке уругвайских ворот, а наш форвард вскинул руки, как ван Равенс свистнул офсайд. Спорить с ним было бесполезно.

А потом был овертайм — и все. Приговор — “не повезло”, как будто и не везло тогда в Мексике вовсе. Как будто и не вытаскивал Валерий Поркуян более удобных (как казалось) уругвайцев при определении лучшей команды группы (при равных показателях с мексиканцами). Как будто команду во время жеребьевки не отправили на шашлыки, чтобы, так сказать, разгрузить от лишней суеты...

Антон СЕРЕБРОВ


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter