
Общественный транспорт в крупных районных центрах ходит с завидной регулярностью: оплатил пару копеек — садись и поезжай до нужной точки. В небольших городах и горпоселках с этим дела обстоят сложнее: расписание рейсовых автобусов в большинстве случаев подстроено под пассажиропоток — утром, днем и вечером. Но внезапные планы наших сельчан и, надо сказать, неплохие доходы позволяют заплатить чуть больше и покататься на такси от дома до работы или дачи. Для журналистов, приезжающих в новое место в командировку, кстати, тоже прекрасная возможность доехать до точки безошибочно и с комфортом.
Молодежь привыкла к услугам в один клик: в приложении задал точку А и точку Б, вызвал машину и ждешь. За пределами областных центров меньше перевозчиков, зарегистрированных в популярном сервисе. А если они и есть, то клиентов берут избирательно: мои сегодняшние герои, например, утверждают, что «яндексисты» в деревню за человеком поедут редко. Но свято место пусто не бывает: подвезет таксист-частник. Причем особенность небольших населенных пунктов в том, что многих водителей клиенты уже знают в лицо, так что тут и доверия больше, и, глядишь, разговор интересный наклевывается.
Водителя такси из Речицы Артема Федосенка помог найти TikTok: мужчина ведет свой блог и с радостью согласился рассказать о том, как устроена система перевозок у них в районе. Сначала, говорит, был наемным рабочим. Устроился в местную службу, потом попробовал поработать тем самым «яндексистом», но все это время мечтал оформить ИП и заниматься этим самостоятельно.
— Вопреки стереотипам, на такси люди ездят не только в мегаполисах, но и в небольших городах. На дачу, в поликлинику, на работу, на дискотеку поздно вечером — куда угодно, — отмечает Артем. — Бывают у водителей и горячие дни, когда заказы не прекращаются.
Водитель Александр Смольков из Новополоцка подтверждает: праздники добавляют работы.
— Машина не простаивает, — констатирует Александр. — Но в целом хочу сказать, что большое количество заказов утром буднего дня и в выходные. Если не стоять и не пить кофе, а реально работать, то за смену можно заработать около 100 рублей.

Самый популярный маршрут, по наблюдениям таксистов, — поликлиника. Рано утром трястись в автобусе хотят не все, поэтому прибегают к услугам такси. Комфорт, безопасность и скорость особенно актуальны для мам с детьми: добраться на прием к врачу с младенцем без машины бывает крайне затруднительно. Подтверждает это многодетная мама из Узды Алина Аксенчик:
— Машину иногда забирает муж или того хуже — она ломается, а с малышней все равно куда-то постоянно нужно. Поэтому если я планирую поехать, допустим, в деревню Бервищи, где у нас строится дом, то заранее звоню знакомому водителю. Он подъезжает в назначенное время прямо к подъезду, и через десять минут мы на месте.
Если в столице и областных городах спрос постоянный, то в глубинке — сезонный. Больше заказов в холодный период, в теплый все оседают в деревнях. Бывало, говорят собеседники, зимой так засыпало снегом, что люди вызывали такси, чтобы проехать 100 метров. Но есть место, где спрос 24/7 в любую погоду, — это вокзал.
— Наверное, вы сами не раз были жертвой вокзальных зазывал, которые предлагают довезти до дома еще до того, как вы успели ступить на перрон, — иронизирует водитель такси из Бобруйска Елена Фофанова. — Это нелегалы, или, как их в народе называют, бомбилы. Едва ли не единственные наши конкуренты. Они пытаются перехватить клиента до того, как он набрал знакомый номер.

Нелегал это или нет, кстати, узнать можно в два клика: надо ввести в реестр перевозчиков регистрационный знак транспортного средства и время перевозки. Если ничего не найдено, то, соответственно, вас везет бомбила. Если вы ему доверяете свою жизнь и деньги — вопросов нет. Но все же это незаконно…Елена Фофанова считает, что неразумно таксовать без официального разрешения: риск лишиться автомобиля из-за штрафа перевешивает шанс заработать не самые большие деньги. Поддерживают такую точку зрения и другие водители из райцентров. Тот же Артем Федосенок даже помогал шоферам со всей страны, разъяснял все нюансы регистрации бизнеса и его ведения:
— Многие таксисты успешно подавали сведения в реестр в период с 1 августа по 1 ноября совершенно бесплатно, теперь за это нужно заплатить госпошлину в размере одной базовой величины. Однако есть те, кто проигнорировал эту руку помощи и почему-то решил, что наказание за незаконную предпринимательскую деятельность обойдет их стороной. Каждый день встречаю смельчаков в интернете. Пытаюсь доказать им преимущества легальной работы. Думаю, такая услуга, как такси, должна быть на достойном уровне. Ведь бывали ситуации, когда водитель, увидев маму с детьми, отменял заказ и уезжал, аргументировав поступок тем, что малыш может вымазать салон. Для этого такси должно быть частью своего маленького бизнеса. Так ты чувствуешь ответственность за своих клиентов, а не относишься к ним как к пассажиропотоку.

КСТАТИ
Чтобы как можно большее количество людей смогло получить необходимые документы, скорректирована единая программа повышения квалификации водителей категории В. Сроки повышения квалификации сократились с восьми до пяти дней, а также уменьшилось количество часов обучения — с 55 до 35.
Все водители, задействованные в выполнении автомобильных перевозок пассажиров, в том числе автомобилями‑такси, должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам. Им выдается соответствующее свидетельство. Этого не требуется только в случае если с даты начала действия водительского удостоверения соответствующей категории прошло менее пяти лет.
beleckaya@sb.by
Фото телеграм-канала МВД