Пять звезд над Минском

Cамое знаменитое здание Минска - отель "Европа", существовавший в первой половине ХХ века на углу современных улиц Ленина и Интернациональной, будет восстановлен - такое поручение дал Президент председателю Минского горисполкома Михаилу Павлову.
Cамое знаменитое здание Минска - отель "Европа", существовавший в первой половине ХХ века на углу современных улиц Ленина и Интернациональной, будет восстановлен - такое поручение дал Президент председателю Минского горисполкома Михаилу Павлову. Через два года пятизвездочная "Европа" должна стать наиболее престижной гостиницей страны.

Рекламные проспекты начала XX века представляли этот отель как самый большой во всем Северо-Западном крае. Пятиэтажный, с мансардой, оборудованный телефонами (в каждой комнате!) и лифтом. В каждом из 130 номеров "Европы" были также электроосвещение, водяное отопление, ванна. Для доставки к поездам высылался автомобиль или экипаж. В здании гостиницы находились крупнейший в городе книжный магазин, библиотека. Здесь еще с середины XIX века останавливались почти все проезжавшие через Минск путешественники, гастролировавшие актеры и музыканты. По мнению исследователя жизни дореволюционного Минска Захара Шибеко, отель соединял в себе демократичность и практичность, но в первую очередь это был коммерческий проект.

После революции 1917 года шикарный ресторан "Европы" превратился в столовую, а сама гостиница - в интернат. В 1918 году здесь заседало правительство БНР. Несколько последующих лет в гостинице было средоточие криминальной жизни Минска, что описал в романе "Яблочко" знаменитый польский писатель белорусского происхождения Сергей Пясецкий.

В 1925 году "Европе" вернули ее прежний статус, но уже под вывеской центральной гостиницы Минкомхоза. Правда, среди горожан продолжало бытовать старое название. Постояльцам гарантировали все удобства, что были до революции. К сожалению, многих своих обещаний Минкомхоз не выполнял. В некоторых номерах было лишь печное отопление, а телефоны - только один на этаж.

Линия жизни знаменитого минского отеля оборвалась во время бомбардировки столицы 24 - 25 июня 1941 года. Бомба расколола "Европу" на четыре части: гостиница "разошлась по швам" и рухнула. После войны руины разобрали...

- Но фундамент ее сохранился, - утверждает исследователь минской старины, сотрудник Национального исторического архива Владимир Денисов. - Со стороны улицы Ленина гостиница была на порядок длиннее, чем со стороны улицы Интернациональной, примерно, как "дом Шменкеля", бывший Гостиный двор на площади Свободы. Исторический центр Минска во время войны, как это ни удивительно, в основном сохранился. "Европа" стала скорее исключением. Показателен пример "соседа" отеля - дома N 28 по улице Интернациональной, в котором 9 февраля 1852 года была впервые поставлена опера "Идиллия" ("Селянка") на музыку Станислава Монюшко и слова Винцента Дунина-Марцинкевича. Долгое время считалось, что это здание, где в середине XIX века размещался Минский городской театр, также было разрушено в годы войны. В 1983 году я нашел в архиве свидетельства, что мемориальный дом уцелел. Однако по иронии судьбы в начале лета 1984 года строение, уже поставленное на реставрацию, снесли.

"Европу" и здание бывшего минского театра иногда путают. По этому поводу историки беспокоятся: не случится ли так, что "Европу" отстроят не на том месте.

- Необходимо точно определить, где стояла гостиница, и без помощи археологов здесь, видимо, не обойтись, - считает Захар Шибеко. - Раньше улица Губернаторская была более узкой, и фасады ее домов со стороны "Европы" шли по линии современной проезжей части улицы Ленина. То есть здание гостиницы начиналось примерно от кафе "Блюз", занимая полсквера, который напротив ресторана "Крынiца". Если решено восстанавливать некогда знаменитый отель, пожалуй, следует подумать и о здании бывшего городского театра, стоявшего на месте пустыря между Академией музыки и бульваром на улице Ленина. Думается, есть смысл восстановить дом N 28 по улице Интернациональной, связав таким образом все здания этого уголка Верхнего города в один комплекс.

В "Европе" еще с середины XIX века останавливались почти все проезжавшие через Минск путешественники, гастролировавшие актеры и музыканты. Отель соединял в себе демократичность и практичность, но в первую очередь это был коммерческий проект.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter