Пять вопросов доктору о суррогатном материнстве

Это событие случилось более двадцати лет тому назад: в мире родился первый ребенок от суррогатной матери. С тех пор изменились времена, изменились нравы... Но отношение к проблеме суррогатного материнства по-прежнему осталось неоднозначным. Сторонники метода призывают понять, что для многих семей это единственная возможность испытать счастье быть полноценными родителями. Противники же суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в товар, способствует эксплуатации женщин, подрывает святость брака и семьи. Все эти многочисленные споры то и дело подстегивают средства массовой информации, преподнося сенсационные факты, касающиеся суррогатного материнства. И так сложно разобраться, где правда, а где ложь. Кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Белорусского государственного медицинского университета Виталий Иванович ДУДА постарался сегодня расставить все точки над “i”.

Среди суррогатных матерей повышается вероятность спонтанного аборта, эктопической и многоплодной беременности...
— Действительно, беременность у суррогатной мамы связана с высоким риском формирования различных осложнений (в том числе повышается возможность самопроизводственного аборта). Например, порой даже у здоровых суррогатных мам, прошедших тщательный отбор, возникает внематочная беременность. Следуя отдельным исследованиям, эта вероятность достигает двух процентов. Но также возрастает и шанс развития многоплодной беременности. Некоторые специалисты объясняют это тем, что приживаемость эмбрионов в матке суррогатной матери гораздо выше, нежели в своей.
Ребенок не сможет унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты, поскольку все они могут быть выявлены с помощью нынешних медицинских методов.
— В случае использования яйцеклетки самой суррогатной матери генетические дефекты имеют место быть. Также замечу, что вероятность подобного повышается с возрастом суррогатной матери. И, к сожалению, даже самые современные методы диагностики, используемые в лучших генетических центрах, не всегда позволяют выявить некоторые дефекты.
Исследования показали, что, когда мать собирается сделать аборт, младенец знает об этом заранее и испытывает запредельный (!) страх. Понять это помогла ультразвуковая киносъемка аборта трехмесячного эмбриона. Оказывается, когда к младенцу приближается медицинский инструмент, сердцебиение малыша учащается. Маленький человечек начинает двигаться быстрее и тревожнее, судорожно принимается открывать ротик, словно прося помощи. Противники суррогатной программы утверждают: что-то похожее испытывает ребенок, находящийся в утробе чужой женщины. Получается, он заранее чувствует, что от него хотят избавиться. Об этом свидетельствуют ведущиеся разговоры, а также общий психологический настрой вынашивающей женщины.
— И сторонники, и противники суррогатной программы имеют достаточно веские основания, чтобы утверждать то, что они думают. Поэтому в некоторых вопросах можно соглашаться как с одними, так и с другими. На сегодняшний день у нас в стране только начинается официальное ведение и изучение этих программ. Соответственно говорить о реальном положении дел можно будет только тогда, когда готовы определенные наработки в этом направлении.
Дети, рожденные от суррогатных матерей, обладают высоким уровнем тревожности. Это объясняется тем, что суррогатная мать старается не испытывать абсолютно никаких чувств к будущему ребенку, а он в свою очередь ощущает ее равнодушие с первых дней своей жизни. Но поскольку психологическая травма была слишком ранней, то переживания такого ребенка будут вытеснены в область подсознания. Получается, что дитя потом само не будет понимать, что с ним творится, а оттого станет нервничать, злиться, срываться на близких...
— А как же тогда можно расценивать психологическое состояние и соответственно проблемы усыновленных и удочеренных детей? Думаю, душевное состояние ребенка, выношенного суррогатной матерью, будет напрямую зависеть от той атмосферы, которую создадут вокруг него генетические родители. Если это будет атмосфера любви, уважения, согласия, то, скорее всего, любые проблемы такой семье будут по плечу.
Существует мнение, что суррогатные матери, расставшись с выношенным ребенком, впадают в депрессию, а иногда дело доходит даже до попыток самоубийства... Случается, что такие мамы и вовсе отказываются отдавать выношенных детей.
— Сторонники суррогатного материнства утверждают, что женщина, которая добровольно решила стать суррогатной матерью, получает не только определенную материальную компенсацию, но и моральное удовлетворение — все-таки она преподносит несравнимый подарок людям, живущим мечтой о собственных детях. Но, с другой стороны, нельзя отрицать того, что такие женщины не получают никакой психологической травмы. Особенно те, которые не имели до этого собственных детей и не смогли в полной мере реализовать свой материнский инстинкт.
Статистика по поводу отказа суррогатной матери отдавать ребенка законным родителям в нашей стране пока не ведется. Хотя известно, что в мире такие случаи хоть и редко, но встречаются. Но надо отметить, что в основном это происходит из-за недостаточно компетентного юридического обеспечения программ суррогатного материнства. В принятых недавно в нашей стране правовых актах, законах и постановлениях по этому вопросу учтены как положительные, так и отрицательные моменты медицинского и правового характера. Поэтому хочется верить, что факты отказов будут исключены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter