Церковь Рождества Богородицы в Мурованке готовится отметить 500-летие

Пять столетий Мурованки

Этот архитектурный шедевр готично-ренессансного стиля внесен в предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Духовный и исторический памятник оборонительного белорусского зодчества — церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованке Щучинского района Гродненской области — одно из сакральных мест Беларуси. Храм магическим образом притягивает своим величием, необычайной аурой и многочисленными тайнами. Недавно он отпраздновал тридцатилетие своего возрождения, а через четыре года отметит 500-летие.


Война и мир

Увы, не сохранилось ни одного документа, который бы подтверждал точную дату строительства этого храма. За пять веков своего существования он был православным, униатским, католическим, в советские времена на десятилетия его «отлучили от церкви», затем снова вернули православным верующим. Мимо храма, неся разрушения, проходили войска шведов, поляков, французов, немцев… А он был не только местом для молитвы, но и защитой для людей, хранилищем имущества во время опустошительных набегов.
Настоятель церкви Рождества Богородицы иерей Кирилл Кубрак.

— Считается, что церковь была построена здесь в 1524 году на средства виленского подконюшего Шимко Мацкевича-Шкленского, усадьба которого находилась в местечке Малое Можейково. По этой причине довольно часто храм называют Маломожейковским, — рассказывает настоятель церкви в Мурованке иерей Кирилл Кубрак. — Но на одной из надгробных плит, найденной во время ремонта в XIX веке в склепе храма, стояла дата «1469 год» и была надпись: «Христов раб иерей Авраамий». О постройке храма в XV веке свидетельствуют местное церковное предание и позднейшие письменные акты.

Реальных документов, указывающих на точную дату строительства, не сохранилось — их унесли с собой православные священники, изгнанные в XVII веке после введения унии. Остальные бумаги были сожжены маломожейковским помещиком Казимиром Костровицким в конце XVIII века, по воле которого храм стал римско-католическим.

Кстати, до XVII века храм процветал. В 1656 году (во время русско-польской вой­ны) Мурованка была повреждена и разграблена, ее восстановили лишь через несколько лет. Во время Северной вой­ны в 1706 году войска Карла XII, двигавшиеся из Желудка на Полтаву, по приказу короля обстреляли церковь, поразившую его своим необычным грозным видом. Следы от шведских снарядов еще полтора столетия были заметны на ее стенах.

После этого, свидетельствуют историки, храм на долгие годы пришел в запустение. Местные помещики довели его до такого жалкого состояния, что император Александр I, побывав там однажды и поразившись архитектурой, приказал незамедлительно начать реставрацию! По одним источникам, храм обновили в 1817 году, по другим — в 1822-м. Переделали верх фронтонов, отремонтировали крышу.

Внешний вид церкви заметно изменился после капитального ремонта в 1871—1872 годах: на сажень подняли западные башни, в одной из них появилась колокольня. К фасаду был достроен притвор, в западных башнях исчезли деревянные лестницы, понизили крышу, увеличили окна, соорудили карнизы. Несмотря на это, в основных чертах храм сохранил первоначальный облик.

Пострадала Мурованка и во время Первой мировой войны, когда здесь содержали военнопленных. Алтарная часть была превращена в место хранения провианта, крысы изгрызли пол и стены. Бесчинствовали и военнопленные: разрушили забор, ворота, сожгли пристройки. Когда настоятель храма Лев Савицкий вернулся сюда в 1920-е годы, он застал церковь в ужасном состоянии и сразу же принялся за ее восстановление.

Есть версия, что церковные ценности (иконы, книги), которые во время Первой мировой войны были вывезены в Московскую епархиальную контору, назад не вернулись. В 1923 году польские власти передали храм католикам, и в качестве костела он служил до 1939 года. После войны это культовое здание более четырех десятилетий использовали как хранилище урожая. В 1990-м храм вернули православным верующим. За тридцать последних лет стараниями священников и прихожан он, несомненно, преобразился, но все же нуждается в реставрационном ремонте.


Иконостас древнего храма
 
Икона Божией Матери Волчинковская прославилась чудесами исцеления больных

Младшая сестра Сынковичского храма

Внешне Мурованка выглядит больше, чем внутри. А все потому, что толщина стен достигает двух метров, а фундамент — более двух с половиной метров! Храм представляет собой четырехстопное одноапсидное сооружение размером 15х13,5 м, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. По углам храма, словно великаны, стоят четыре цилиндрические башни с бойницами, внутри которых расположены ярусы боевых галерей. Стены церкви сделаны в технике готической кладки из сильно обожженного кирпича-пальчатки. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены неглубокими нишами. В храме — изящные готические потолки с нервюрами и кристаллическими сводами.

Спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом — прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры. В целом же, утверждают специалисты, конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры XVI века.

— До 1817 года в стенах был тайный ход вокруг всей церкви, — удивляет нас отец Кирилл. — Под храмом — два склепа, а главный вход в старину защищался тяжелыми входными воротами и железной решеткой (герсой), опускавшейся на цепях из ниши, сделанной в стене.

Подобных Мурованке памятников оборонительного зодчества немного: в Сынковичах на Гродненщине и в Супрасле (Польша). Поэтому иностранные туристы здесь — частые гости.

— Я венчался в Сынковичской церкви, — рассказывает священник. — Всегда восхищался ее красотой, любовался уникальной архитектурой. А два года назад по Божьему промыслу стал настоятелем храма в Мурованке. Эти храмы похожи, но все же очевидно, что Мурованка — младше и изящнее. В ее архитектуре видна эволюция: узорчатый фронтон, больше выступов, «красивостей». А уникальная венецианская арка над входом, говорят, единственная в Беларуси. Я бы назвал нашу церковь младшей, утонченной «сестрой» Сынковичского храма.

Между прочим, арка сделана из кирпича необычной формы. По всей вероятности, каждый кирпич готовили в единственном экземпляре, чтобы он соответствовал своему месту. И каждый — художественное произведение. На некоторых можно увидеть интересные отпечатки, напоминающие следы животных. А церковные своды выложены фигурным кирпичом, который называют «королевская лилия». Это дает основание предполагать, что вместе с белорусскими зодчими храм строили французы или итальянцы.

Сегодня каждый паломник и турист может увидеть образцы этого древнего кирпича, штукатурки, гвоздей, черепицы «хвост бобра», куски мраморной плиты с именем фундатора церкви, старинное храмовое Евангелие и даже ядра шведов, которыми обстреливали церковь. Все это собрано в экспозицию под стеклом. А отец Кирилл и его супруга матушка Христина, специалист по охране культурного наследия и туризму, увлекательно расскажут о том, что здесь было, есть и будет…

Чудеса Волчинковской иконы

От старого убранства сохранились лишь две иконы и плита в честь Казимира Костровицкого, вмурованная в стену. Остатки еще одной плиты, на которой было увековечено имя основателя церкви Шимко Мацкевича-Шкленского, хранятся в экспозиции.

Главная святыня храма — икона Божией Матери Волчинковская — прославилась чудесами исцеления больных. Каждую неделю перед ней совершается молебен.

— Чудотворный образ Божией матери прежде находился в приписной к храму часовне в Волчинках, сруб которой помещик спустя время продал, а сама икона затерялась, — рассказывает иерей Кирилл Кубрак. — Немного позже одна больная прихожанка Маломожейковской церкви во сне получила обещание исцеления от Богородицы, если помолится перед ее Волчинковским образом. Женщина сообщила об этом священнику Льву Савицкому, и начались поиски чудотворной иконы. Затратив немало усилий, прихожане нашли икону в амбаре помещика, продавшего часовню. Забрали ее в храм, воздали почести. И больная исцелилась! С того времени икона стала особо почитаемой в Мурованке. Это произошло во второй половине XIX столетия.

— Насколько я поняла, в храме сейчас — список с той иконы? — интересуюсь у настоятеля.

— Совершенно верно, — подтверждает он. — Что стало с чудотворным образом в XX веке, неизвестно. Возможно, кто-то схоронил его дома, и наследники даже не предполагают, какая святыня висит у них в красном углу. Возможно, выслали в тыл во время Первой мировой войны. А список (копию) с чудотворного образа сделали по фотографии 1907 года. Список уже и сам прославился чудесами! В благодарность за исцеление люди приносят Богородице дары…

Свои молитвы возносят и перед Остробрамской иконой Божией матери, которая почитается как католиками, так и православными. Никто не помнит, как она появилась в Мурованке, но молятся ей давно.

 
Куски мраморной плиты с именем основателя церкви Шимко Мацкевича-Шкленского
 
Уникальная венецианская арка над входом

Связующая ниточка веков

Сегодня храм-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованке находится в центре внимания верующих, ученых и туристов, он внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО и считается историко-культурной ценностью мирового значения. Это большая честь и ответственность.

В прошлом году эксперты из России, Украины, Польши и Беларуси — участники III Международной научно-практической конференции «Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь (XII в.): поиск путей сохранения» — наряду с тонкостями реставрации Коложи уделили внимание храму-крепости в Мурованке. Побывали в святыне и подметили, что внутри церковь требует серьезного реставрационного ремонта. Под сводами образовались трещины в штукатурке, плохо работает водосточная система, из-за чего образуется сырость, требуют замены окна, фрагменты кровли и т. д. На основании выводов, сделанных экспертами, будут проведены дополнительные исследования и выработана концепция реставрации храма-крепости. Ведь через четыре года Мурованка отметит 500-летие. Хочется, чтобы непременно — во всей красе и величии!

   
Готические потолки с нервюрами и кристаллическими сводами выложены фигурным кирпичом «королевская лилия» (на фото справа)


Большая надежда возлагается на неравнодушных людей. К примеру, волонтеры из Щучина решили благоустроить территорию вокруг храма: осенью разбили оригинальный парк, весной планируют продолжить работы. Здесь появятся дорожки, лавочки и многое другое. С расширением безвизовой зоны в регионе рассчитывают на большой приток паломников и туристов. Поскольку церковь Рождества Богородицы входит в топ-10 по стране, надо держать марку.

…Мурованку я покидаю поздним вечером. В темноте храм становится похож на величественный сказочный замок. Недаром в свое время он так поразил монархов! Для меня это место на карте Беларуси стало очень дорогим, знаковым в далеком 1990-м: в этом храме (тогда похожем на храм лишь снаружи) приняла крещение вся моя семья. Тогдашний настоятель церкви отец Анатолий Неробов, которому выпала трудная участь и честь первому возрождать Мурованку из небытия, помог нам найти дорогу к Богу.

infong@sb.by

Фото автора и из архива храма
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter