Государственному камерному оркестру — 50! По этому случаю 28 февраля — именно в этот день в 1968 году был создан коллектив — в Белгосфилармонии состоится праздничный гала-концерт. Действо готовится масштабное и грандиозное. С громкими премьерами, музыкальными поздравлениями, сюрпризами и неожиданными встречами.
Государственный камерный оркестр первым из академических музыкальных коллективов страны выступил в США.
Накануне юбилея мы встретились с художественным руководителем и главным дирижером Государственного камерного оркестра заслуженным артистом России Евгением Бушковым.
— Евгений Робертович, для оркестра 50 лет — возраст солидный?
— Это смотря с чем сравнивать. Венскому филармоническому оркестру почти 180, одному из старейших в Европе оркестру восточногерманского города Майнинген скоро 300. Рядом с ними наш — юный. С другой стороны, он один из старейших в бывшем СССР. Раньше его камерные оркестры были созданы только в Москве и Вильнюсе. Даже блистательные «Виртуозы Москвы» младше нас на 11 лет. Поэтому сложно сказать, много нам или мало. 50-летний юбилей принято называть золотым. Мне кажется, в развитии нашего коллектива сейчас именно такой период — золотая середина.
— Дату готовитесь отметить масштабно. Приоткройте слегка занавес.
— В концерте два основных направления. Первое — работа коллектива с современными композиторами. Она ведется с момента его основания. Создателем и первым руководителем оркестра был замечательный органист, дирижер и ярчайший композитор Олег Янченко, он писал музыку, в том числе и для своего оркестра. Сейчас мы представим наше многолетнее сотрудничество с современными авторами из пяти стран. Это — корифей нашей музыки композитор Галина Горелова и гости, которые специально приедут в Минск, — Эльмар Лампсон из Германии, Кйел Мерк Карлсен из Норвегии, Айрат Ишмуратов из Канады, Эрик Фрайтаг из Австрии. Прозвучат пять премьер, в том числе и специально написанное к юбилею Эриком Фрайтагом «Концертино» для белорусских цимбал и камерного оркестра — первый пример обращения австрийских композиторов к белорусскому национальному инструменту, мировая премьера, которую исполнит наша выдающаяся цимбалистка Александра Денисеня.
Вторая идея концерта — в честь юбилея собрать на одной сцене музыкантов из разных стран, которые в свое время работали здесь, они специально приедут в Минске, чтобы разделить с нами праздник. Кульминацией вечера станет выступление оркестра в расширенном составе. Это будет поистине исторический момент! Мне особенно приятно, что желание приехать выразил и один из бывших руководителей коллектива. Кто — называть не буду, сюрприз для всех. Кроме того, огромное количество поздравлений практически со всего света пришлют оркестру музыканты, которые нас знают, с нами работали и для которых наш юбилей не пустой звук.
— В чем отличительные черты Государственного камерного оркестра?
— Прежде всего, сегодня он, вероятно, единственный в республике, кто организует абонементные концерты. И это не просто предмет организационной гордости, это отражает серьезность подхода к работе. Абонементные концерты — своего рода двусторонний договор с публикой. Зритель доверяет нам и заранее покупает билеты. А мы гарантируем своим «подписчикам» провести обещанные программы во что бы то ни стало и не обмануть их надежд. Второе — мне кажется, мы предлагаем оригинальные программы с музыкой разных эпох и стилей, что позволяет собирать на концерт широкую аудиторию, где каждый может услышать что-то по своему вкусу. Кроме того, важная составляющая нашей деятельности — развлекательно-образовательные программы для детей «Классика — это классно!», с большим успехом проводим их уже восьмой сезон. И третье — мы учредили такую новую для нашей музыкальной жизни форму творческого взаимодействия между концертным коллективом и современным автором, как композитор-резидент, которого приглашают к сотрудничеству на определенный срок. В прошлом году первый наш опыт был чрезвычайно успешным и вылился в роскошное произведение с национальным колоритом «Кросны Макошы», его написал Константин Яськов. Я надеюсь, что этот опыт станет традицией.
— В следующем году 10 лет, как вы возглавили оркестр. Но ваша история знакомства с ним гораздо дольше.
— Это удивительная история. Впервые я приезжал в Минск в 1979-м, мне было 11, я учился в Центральной музыкальной школе в Москве, довольно много гастролировал по Союзу, в том числе выступал и в Минске. В тот раз играл с симфоническим оркестром. Очень хорошо помню дирижера Юрия Ефимова, который проводил эти концерты для молодых музыкантов. Потом в 1983 году мне довелось услышать Минский камерный оркестр под управлением Юрия Цирюка, он приезжал по приглашению Святослава Рихтера выступить с ним в Большом зале Московской консерватории. Это был высочайший класс, невероятное открытие и потрясение! А еще через 2 года я имел удовольствие приехать в Минск, познакомиться с Юрием Петровичем и музицировать с этим же оркестром. На этом история прервалась, возобновилась только в 2008-м, и, в общем-то, случайно. Коллега попросил меня заменить на концерте в Минске заболевшего дирижера. Я согласился, приехал, провел программу. А после этого — все, как в молниеносной истории любви. Встретились раз, другой, и он сделал ей предложение. В нашем случае: оркестр — мне, дирижеру.
— Долго раздумывали?
— Было неожиданно, но раздумывал недолго, потому что мы, очевидно, понравились друг другу. К тому же я как раз «развелся» с симфоническим оркестром Юрия Башмета «Новая Россия», где работал вторым дирижером несколько лет, был свободен и готов к «новым отношениям». Сравнение с семейной жизнью провожу не случайно, потому что очень похоже: сначала все хорошо, очарование, совместное времяпровождение, а потом суровые будни — где суп, почему не убрано и т.д. Тоже и к дирижеру: репетиции — хорошо, ты нам очень нравишься, но где гастроли, концерты, деньги?.. Однако уживаемся, и тут, наверное, не надо сбрасывать со счетов то, что у меня неплохой характер. Был бы похуже — не протянули бы столько. А в целом, я удовлетворен, как идет работа. И мне кажется, хорошо, что мы сегодня вместе. Это подтверждают те интересные программы и яркие события, которые случаются периодически в нашей жизни. Например, два года назад мы стали первым нашим филармоническим коллективом, выехавшим в США, — пять концертов, в том числе один полностью с белорусской современной академической музыкой, ничего подобного там не слышали. Нас замечательно принимали, и этот успех — предмет нашей гордости.
— Вы по-прежнему живете на два города?
— Теперь уже на три — Минск, Москва и индийский Мумбаи, где я работаю с оркестром приглашенным дирижером. Но минские концерты — основополагающие в моем расписании. Все остальное — между ними.
— Надо полагать, одним концертом юбилей не обойдется?
— Разумеется, под его эгидой пройдет конец этого и весь следующий концертный сезон. Будет много ярких премьер, интересных программ, известных имен. Так что после пятидесяти, как говорится, все только начинается.
svirko@sb.by
Поздравить камерный оркестр с юбилеем приедут музыканты из разных стран
Пять премьер на юбилей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.