На Минском автомобильном заводе тестируют новый образец городского автобуса с отечественным двигателем

Пять МАЗ примерь — и выбери

Пассажирские автобусы, топливом для которых служит сжатый природный газ, для МАЗа не в новинку — небольшими партиями их производят здесь с 2013 года. Некоторое количество такого транспорта возит пассажиров по Минску, отличить его можно по наличию кожуха с газовыми баллонами на крыше. С учетом того, что метан стоит едва ли не в два с половиной раза дешевле дизельного топлива, а также является более экологичным, транспорт, который им заправляется, вряд ли утратит популярность. Корреспондент «Р» разбиралась, в чем же особенность новых модификаций этих городских автобусов. 


Баллоны на крыше

До сих пор на автобусы МАЗ устанавливали газовые двигатели фирмы «Мерседес», однако немецкая компания сворачивает их выпуск и делает акцент на развитии производства электрического и водородного транспорта. Между тем на рынке существует устойчивый спрос на модели, работающие на газу. Двигатели нужно было замещать, так почему не обратить внимание на нашего производителя — совместное производство МАЗ — Weichai, которое базируется в «Великом камне»? Тем более что положительный опыт сотрудничества уже имеется: недавно МАЗ создал два образца машин — МАЗ 206 и МАЗ 203 — с двигателями Weichai, которые работают на сжиженном природном газе. Сегодня 33 таких автобуса возят пассажиров в Челябинске. 

Казалось бы, чего проще: вынул один двигатель, поставил другой — и езжай. Какие еще испытания? Такое дилетантское мнение вызывает смех у Вячеслава Климовича, ведущего инженера-конструктора отдела агрегатов шасси службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ»:

Вячеслав Климович: «Автобус должен пройти приемочные испытания в присутствии представителей фирм, которые произвели узлы и агрегаты».

— Двигатель и газобаллонное оборудование нельзя установить просто так! Вместе с двигателем меняются и его системы (охлаждения, выхлопа, питания воздухом и многие другие), которые нужно разработать, собрать автобус, а затем проверить работу каждой из них. Транспортное средство должно пройти приемочные испытания в присутствии представителей фирм, которые произвели узлы и агрегаты. Кроме того, необходимы тепловые испытания, позволяющие установить, при каких минимальных и максимальных температурах воздуха системы будут функционировать надлежащим образом. При положительных результатах вышеназванных испытаний производители покупных узлов и агрегатов предоставляют гарантию на них. Для того чтобы автобус мог выйти на улицы городов, проводят сертификационные испытания, которые происходят на специальном полигоне, в присутствии представителей органа по сертификации. 

Сейчас собрано пять машин трех модификаций с газовыми двигателями Weichai: один привычный нам МАЗ 103, низкопольный городской автобус большой вместимости без «гармошки», один МАЗ 203 и три — МАЗ 206. Последняя модель малого класса — она на три метра короче первых двух. На всех машинах установлены разные кассеты баллонов с различным запасом хода. 

Манометр, заправочный клапан, краны, которые регулируют поток газа, — все просто и понятно.

— На больших автобусах вы видите полимерно-композитные баллоны 4-го типа: шесть баллонов по 236 литров в каждом, — уточняет Вячеслав Климович. — Этого запаса топлива в городском режиме хватит как минимум на 600—700 километров. Учитывая, что обычно городские автобусы проезжают около 300 километров в день, одной заправки им будет хватать на 2—3 дня. МАЗ 206 есть и с большой кассетой, и с четырьмя баллонами 3-го типа — алюминиевый лейнер, обмотанный углеводородным волокном или стекловолокном. Впрочем, кожух, который укрывает баллоны, модульный, поэтому при необходимости по два баллона можно добавить или убрать.

— Чаще мы используем 4-й тип баллонов, более легкий и прочный, — подчеркивает эксперт. — Для пассажирских автобусов очень критична пассажировместимость и, как следствие, снаряженная масса, так вот баллоны 4-го типа позволяют иметь больший запас хода и усадить большее количество людей. 

Вместе с двигателем меняются системы охлаждения, выхлопа, питания воздухом и многие другие.

МАЗ 203, в котором может стоять до 30 сидений, вмещает до 90 человек, МАЗ 206 — примерно 72 пассажира. Впрочем, эти цифры могут меняться в зависимости от комплектации автобуса, наличия кондиционера и т.д. 

Проверка на прочность

Сейчас на полигоне проходит сертификационные испытания МАЗ 203, а МАЗ 103 готовится к тепловым испытаниям, которые будут выполнены в присутствии представителей фирмы МАЗ — Weichai. Все системы, установленные на автобусе, проверят на температурный режим, попутно выяснится, достаточно ли они эффективны, какие минусовые и плюсовые позиции могут выдержать, какие значения являются оптимальными для эксплуатации.

— Учитывая то, что мы делаем автобусы для себя, всю газовую арматуру и трубы изготавливаем только из нержавеющей стали, которые имеют европейский сертификат ECE R110, — обращает внимание Вячеслав Климович. — Это немного дороже, зато нержавейка является более безопасной и надежной. 


На воздушной и выхлопной трубах, а также трубах системы охлаждения опытных образцов приварены специальные металлические «бобышки», в которые потом ввернут датчики, подключенные к компьютеру. 

— Модель, проходящая испытания, цепляется к автобусу, который при движении тормозит, создавая нагрузку. Испытуемый автобус выходит на максимальную мощность и едет в этом режиме минут 20—30, при этом все его системы работают в полном объеме. Специалисты изучают показания датчиков, — описывает ход испытаний ведущий инженер-конструктор. — Например, сопротивление на впуске воздуха и на выхлопе не должно превышать допустимые величины, то же самое и с температурами в разных точках системы охлаждения — в общем, проверяется множество всяких параметров. 

Испытания только начались, однако в их благоприятном исходе через месяц-другой практически не сомневаются. Ведь у всех здесь очень большой опыт, и многочисленные нюансы были продуманы еще на стадии проектирования. После всех проверок фирма — изготовитель двигателя сможет взять свое изделие на гарантию, а МАЗ — наладить серийное производство данных автобусов.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Алексей МАТЮШ