Кто помог Константину Хлебцову стать Героем Соцтруда

Пять лучиков одной медали

Костя Хлебцов надаивал молока больше всех в стране, а Героем Социалистического Труда стал в 34 года
Еще школьником после уроков он бегал на ферму из небольшой соседней деревеньки Аполлоновка помогать матери. До сих пор Константин Александрович помнит свою первую премию — отрез ткани на брюки. А после школы, когда не хватило всего одного балла для поступления в Витебский ветеринарный институт, пришел работать на ферму племзавода «Носовичи» Добрушского района.


Принимал на работу знаменитый Михаил Сидоренко, заслуженный работник сельского хозяйства республики, который еще до войны трудился здесь трактористом, главным агрономом, а потом возглавил хозяйство, — вспоминает Константин Александрович. — Мне дали 18 первотелок. Помню, взял обязательство в первый сезон надоить от каждой по 4000 килограммов молока. И получилось, хотя наш район в ту пору доил в два раза меньше. Тяжелее всего нам пришлось весной. Корма были на исходе, и выгнать коров в поле тоже нельзя: трава не успела отрасти. Из положения вышли благодаря запасам соломы, которую стали резать и запаривать, давать животным. Глядим — удои не только не падают, но даже повысились. Там и вика подоспела, потом клевера подкашивали на подкормку, а ближе к осени стали свекольную ботву, турнепс и капустный лист в рацион вводить. Словом, получилось полустойлово-лагерное содержание стада с зеленым конвейером. Как только видели, что конвейер нарушается, сами косили и подвозили траву.

К слову, на кормовую базу работал весь коллектив хозяйства: руководитель, агрономы, зоотехники в сенокос буквально дневали на поле, организуя работу. Да и животноводы не сидели сложа руки, помогали полеводам запасать сено, сенаж, силос. Последний заготавливали по особой технологии — из подсолнечника с добавлением травы и ботвы. Всю массу пропускали через силосорезку и закладывали в башню. Силос получался как изрубленная капуста, ароматный, и животные охотно его поедали. Надои из года в год увеличивались.

Коров в хозяйстве, можно сказать, лелеяли. Их ежедневно по два раза чистили, своевременно убирали навоз, меняли подстилку, выпускали на выгул. По рекомендации зоотехнической службы запускать животных стали за два месяца до отела: сначала с трехразовой дойки переходили на двухразовую, а перед самым запуском доили только раз в сутки и не делали массаж вымени. В рационе сокращали сочные корма, а за 10 дней до отела их исключали совсем, но прогулки продолжали до появления теленка.

Каждая доярка знала: доить надо в тишине и начинать с одной и той же коровы в одно и то же время, — делится Константин Александрович. — Мы к этому относились очень аккуратно. Животные настолько привыкли к твердому распорядку, что стоило кому-то всего на 3—5 минут запоздать, как они начинали мычать. В работе хорошо помогало соревнование. Животноводы всегда знали, кто больше надоил, а кто меньше, выясняли причины. Считалось позором оказаться в числе отстающих.

Поэтому работали не покладая рук. Конечно, уставали иногда так, что едва хватало сил прийти домой, сбросить куртку и снять сапоги. Но еще больше хотелось быть первым.

Лет через десять на ферме установили молокопровод, и работать стало немного легче: уже не нужно было тягать ведра с молоком. Надои и без того были заметно выше республиканских — 6 и более тысяч килограммов молока от коровы за год, а у Константина — 7749. Это был самый высокий показатель в республике.

Хлебцов становится звеньевым животноводов, работавших со стадом высокопродуктивных коров. Побеждает на районном, областном и республиканском конкурсах молодых мастеров машинного доения, достойно представляет республику «на Союзе». Годовая продуктивность дойного стада в звене выросла до 12 тысяч килограммов в год. Его мастерство, настойчивость и самоотдачу оценили на государственном уровне: наградили орденом «Знак Почета», спустя некоторое время орденом Ленина. На всю жизнь Константин Александрович запомнил и встречу с Петром Машеровым, первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии, который по-отечески поддержал его, когда тот разволновался после выступления на съезде комсомола республики.

2009 год.

В 1988-м к двум орденам добавился еще один орден Ленина, а вместе с ним — и золотая медаль «Серп и Молот».

Вручал награду в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, наш земляк, гомельчанин, — вспоминает ветеран труда. — И потому для меня эта приятная церемония была вдвойне волнующей.

На мой вопрос, что для него было самым трудным, он признался:

— Просыпаться по утрам, вернее, по ночам. Я вставал в 3 часа, в 4 начинал кормить коров, убирать, менять подстилку, готовить их к утренней дойке.

Самым же радостным событием жизни стало рождение сына Руслана, который, к слову, подарил отцу с матерью внуков-двойняшек — Артема и Тимура.

Более полутора десятков лет трудился Константин Александрович оператором машинного доения, без отрыва от производства с красным дипломом окончил Речицкий зооветеринарный техникум. В хозяйстве ему предложили должность зоотехника-селекционера, а через какое-то время — главного зоотехника.

И на новом поприще Хлебцов быстро проявил себя. На племпредприятии стали внедряться новаторские идеи в развитии овцеводства, выращивании крупного рогатого скота. Активно занялись улучшением черно-пестрой породы. С этой целью отобрали группу животных, годовая продуктивность которых превышала 10 тысяч килограммов. Коровы получали особое питание и ветеринарное обслуживание. Бычков от них после консультаций с учеными республики отправляли на племенные предприятия. Успехи носовичских животноводов были отмечены на ВДНХ в Москве. Кроме двух золотых медалей выставки, главный зоотехник в первый раз привез из Белокаменной мотоцикл «Минск», во второй — автомобиль «Москвич».

Трудовой стаж Константина Хлебцова в животноводстве превышает три десятка лет. И все это время он честно делал свое дело, которое не просто любил, а умел делать лучше всего. И сейчас, несмотря на квартиру в городе, предпочитает жить в деревне, а уход за животными и по сей день доставляет ему истинное наслаждение.

И все же, провожая меня к автобусной остановке, знатный дояр заметил:

— А знаете, без семьи, без поддержки близких не было бы ни моих успехов, ни наград. Когда получил Звезду, сказал родным: один ее лучик — мамы, второй — жены, третий — мой, еще два — коллектива и руководства хозяйства.

vakulich@sb.by

Фото Евгения УСТИНОВА и БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter