Сельская газета

Пять кВт.ч в месяц — это, конечно, перебор, но экономить надо

Заместитель генерального директора ГПО «Белэнерго» Сергей Шебеко об интересных тарифах, подорожавшей энергии и дневном чтении

Четыре года уже, как у нас в стране действует трехступенчатая система оплаты за электроэнергию в зависимости от объемов потребления. За это время дорожала и сама цена за киловатт-час. Последний раз это было месяц назад. На каком тарифе выгоднее находиться, кому положены льготы, что делать, если счетчик наматывает лишние киловатт-часы?

Ответы на эти и другие вопросы на прямой телефонной линии в «СГ» дал заместитель генерального директора ГПО «Белэнерго» Сергей ШЕБЕКО.

— Сергей Николаевич, здравствуйте! Это Галина Бута из Столинского района. В нашем доме три пенсионера. В хозяйстве корова, свинья, лошадь. Нагреваем воду бойлером. В месяц в среднем по счетчику выходит 450—500 киловатт. Предполагаются ли отдельные тарифы или льготы для жителей сельской местности?

— Нет. С проживающих в сельской местности и в частных жилых домах в городе, у которых отсутствуют отдельные потребительские блага (центральное горячее водоснабжение, снабжение природным газом), плата взимается в зависимости от объемов потребления. До 300 кВт.ч включительно по субсидируемым тарифам, свыше — с применением повышающего коэффициента 1,3. Указанные объемы потребления для жилых домов (квартир), не оборудованных электрическими плитами, системами централизованного горячего водоснабжения и природным газом (при одновременном наличии трех условий). 

Один из механизмов поддержки здесь — система безналичных жилищных субсидий. Семьи, где оплата жилищно-коммунальных услуг превышает установленный процент от среднемесячного совокупного дохода, могут рассчитывать на поддержку от государства.

— Существует нелимитируемый тариф? 

— Да, он дифференцированный по времени суток. Один кВт.ч в домах и квартирах, оборудованных электроплитой, в период с 17.00 до 22.00 обойдется в 0,2189 рубля. В остальное время — 0,0764 рубля, в том числе круглосуточно в праздничные и выходные дни. Для домов и квартир, не оборудованных электроплитой, с 17.00 до 22.00 стоимость одного кВт.ч 0,2575 рубля. В остальное время суток 0,09 рубля, в выходные и праздничные дни — круглосуточно. 

Меньше или больше вы заплатите в итоге — зависит не от самого факта перехода на другую систему оплаты, а от объема и культуры потребления. Есть случаи, когда потребители расходуют 5 кВт.ч в месяц. Умеют экономить: читают при дневном свете, к примеру. Им на любом тарифе будет выгодно. Но я за то, чтобы экономия была разумной.

«СГ»: — Если такой тариф существует давно, почему на него не все переходят? 

— Оплата по системе тарифов в зависимости от объемов потребления существенно не повлияла на семейный доход, ведь большинство оплачивает электроэнергию по субсидируемым тарифам. Раньше доля затрат на оплату электроэнергии в семейном бюджете не была существенной, у семей не было экономического стимула переходить на тарифы, дифференцированные по времени суток, и менять привычки по энергопотреблению. Сейчас потребители начинают задумываться над тем, как им сэкономить, и считают каждую копейку. 

«СГ»: — Многие ли могут себе позволить тариф по времени суток?

— Абоненты с электронными приборами учета, а такие установлены у 30 процентов абонентов и в основном в новых многоквартирных домах. Но энергоснабжающие организации готовы их сами установить. Стоят не так уж дорого — цена на электронный однофазный прибор упала со 100 до 60—70 рублей. Их можно взять в рассрочку. 

Электронный прибор дает больше возможностей потребителю, так как расширяет меню тарифов. В ближайшие восемь лет полностью заменим механические приборы и перейдем на электронный учет. Сможем дистанционно проверять расход киловатт-часов, не нужны будут контролеры. Приборы учета по системе GSM передадут показания, их сверят с оплаченным электричеством. Есть несколько вариантов, как это произойдет. Или машина будет ехать по деревне, опрашивать счетчики дистанционно, или информация от них поступит на подстанцию, а затем — в общую информационную систему.

Задача у энергетиков не просто формировать предложения по установлению тарифов, покрывающих затраты, но и работать над снижением затрат. Удельный расход топлива на отпуск электроэнергии за 10 лет удалось сократить более чем на 44 грамма условного топлива на один кВт.ч. Энергетики провели огромную работу по улучшению этого показателя, модернизировав оборудование и инфраструктуру, проводя оптимизацию режимов работы. На постсоветском пространстве это один из лучших показателей. 

— Светлана Борисюк из Волковысского района. Сергей Николаевич, на сколько мы станем больше платить за свет после сентябрьского подорожания? 

— В среднем на 8 процентов. Платежи семьи из трех человек, проживающей в типовой квартире, в отопительный период возрастут примерно в пределах 6 рублей на все коммунальные услуги.

— Владимир из Дятловского района. Вырос в многодетной семье: мама, папа и четверо детей. Во время отпуска, на майские праздники все братья и сестры собираются вместе у родителей. Представляете, сколько наматывает счетчик, ведь все коммуникации, считай, держатся на электричестве. Можно ли рассчитывать на льготы?

— С 1 октября 2016 года внедрена система безналичных жилищных субсидий. Рассчитывать на поддержку могут семьи, где оплата жилищно-коммунальных услуг превышает установленный процент от среднемесячного совокупного дохода. Для горожан это расходы более 20 процентов в совокупном доходе, а для сельской местности — 15 процентов. 

Субсидии предоставляются по выявительному и заявительному принципу. В первом случае поддержкой пользуются социально незащищенные слои населения — пенсионеры, инвалиды. Что касается заявительного принципа, то все домохозяйства, которые считают, что им положена субсидия, в том числе и вы, могут обратиться с заявлением в службу субсидирования (сельсовет, расчетно-справочный центр по месту жительства). Субсидия предоставляется ежемесячно в безналичной форме, ее размер указывается в извещении.

— Сергей Николаевич, это Владимир из Гомельского района. Скажите, а удалось ли нам выйти на стопроцентную оплату услуги за свет? 

— У нас государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от источников ГПО «Белэнерго». Министерство антимонопольного регулирования и торговли делает это для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Совет Министров — для населения. За 2016 год уровень возмещения населением затрат на оказание услуг по электроснабжению составил 83,2 процента, по теплоснабжению — 17,5. За январь—июнь этого года по электроснабжению 81,3, по теплоснабжению — 20,7 процента. 

«СГ»: — Много тех, кто укладывается в лимит?

— По итогам 2016 года 81,2 процента абонентов не превысили «социальные» объемы. Это 85,6 процента граждан, проживающих в жилых домах или квартирах с электроплитами, 77 — с газовыми и 95 процентов в домах (квартирах), где отсутствует централизованное газоснабжение, горячая вода и электроплиты. За январь—июль 2017-го 81,9 процента абонентов, на которых распространяется порядок дифференцированной оплаты, не превысили «социальные» объемы потребления электрической энергии.

— Здравствуйте, это Оксана Савельева из Городокского района. В последнее время мошенники представляются сотрудниками «Белэнерго». После бесплатного осмотра предлагают заключить договор на платные услуги. Как определить, кто передо мной? 

— Все сотрудники филиалов «Энергосбыт» в спецодежде и имеют при себе удостоверение. Оно должно содержать следующую информацию: номер, фамилию, имя и отчество сотрудника, структурное подразделение, в котором работает, должность, срок действия удостоверения, фотографию. Документ в обязательном порядке скрепляется печатью вышеуказанного филиала.

— Но ведь не всегда сотрудники сами предъявляют удостоверение…

— Обязаны. Причем это не бейдж, который может быть на форме, а именно удостоверение. Если вы сомневаетесь в личности того человека, который перед вами, — перезванивайте в «Энергосбыт» по месту жительства, уточняйте. К тому же наши сотрудники не предлагают заключать договоры на оказание услуг у вас дома. 

Читайте также


— Сергей Николаевич, здравствуйте, это Игорь из Мозырского района. У меня есть подозрение, что счетчик мотает лишние киловатты. Как быть? 

— Сдайте на внеплановую проверку, напишите заявление в ближайший филиал энергоснабжающей организации. Если впоследствии при экспертизе, которую проводит БелГИМ, выяснится, что прибор точен, то за внеплановую проверку придется заплатить вам. Если ваши опасения подтвердятся, энергоснабжающая организация возьмет расходы на себя. По опыту знаю, что индукционный счетчик после восьми лет эксплуатации уходит в большую погрешность. Но изменение количества потребляемой электроэнергии в пределах 5—7 процентов — восстановленные метрологические характеристики прибора учета. 

— Беспокоит Владимир Андреевич из Брагина. Как будет считаться электричество, если поставлю дома солнечные батареи? 

— Потребленную из общей электросети электроэнергию будут считать так, как и у всех, по прибору учета. Советую соизмерить ваши затраты по установке такой батареи с расходами по оплате энергии, которую предоставляют энергоснабжающие организации. Если батарея у вас окупится за 5 лет, то, наверное, это будет эффективно. Но замечу, наши тарифы лояльные, они частично субсидированы государством. 

kovalev@sb.by 

Фото автора
ТЕГИ:
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?