Пять фронтов и одна свадьба, но в Берлине!

Люди творят историю, порой об этом и не подозревая. Они живут, любят и ненавидят, делают то, что должны делать. И после них на земле остается что-то очень важное. Фундаментальное. То, что помогает определять границы добра и зла. То, что нас объединяет.

Гевонд и Мария Гукасян.

Гевонд Бадалович Гукасян родился 25 февраля 1913 года в семье плотника в селе Човдар Ханларского района, Азербайджан. А по национальности Гевонд — армянин. 

Его будущая супруга Мария Тихоновна появилась на свет 8 августа 1922 года в Украине, село Кринички Днепропетровской области. До поры до времени она не подозревала, что вскоре сменит свою напевную девичью фамилию Ворошилова на звучную кавказскую. Родители ее работали в колхозе, но образование дочери дали — еще до войны девушка окончила 10 классов. Аттестат пригодился — сразу после освобождения родных мест в мае 1944 года Мария пошла добровольцем в армию, где была и регулировщиком движения в 39-м отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне, и писарем питательного пункта.

Гевонд учился в Кировабаде. В 1930 году комсомолец Гукасян окончил Республиканский годичный курс старших пионервожатых и руководил пионерской организацией школы. А в 1935-м, выпустившись из педагогического техникума, стал школьным учителем. В 1938 году он поступил в Ереванский пединститут, но диплом получить не успел:  помешала война. Студента в августе 1941-го призвали в армию и направили в военное училище в грузинском Телави. 

С февраля 1942 года лейтенант Гукасян — на фронте: сначала командиром стрелкового взвода 374-го запасного стрелкового полка, а с августа того же года — в 28-й армии, штаб которой после войны располагался в Гродно, в 39-м отдельном дорожно-эксплуатационном батальоне. Был также командиром хозяйственного взвода, начальником питательного пункта…

Да, внимательный читатель заметил, что фронтовые дороги свели Гевонда и Марию в одной воинской части. Но до счастливой встречи тогда еще очень молодых людей было далеко.

Вместе с 28-й армией лейтенант Гукасян до января 1943 года воевал на Сталинградском фронте, затем три месяца на Южном фронте. А после целый год, с марта 43-го по март 44-го, в составе 5-й ударной армии на 4-м Украинском фронте, потом на 3-м Украинском фронте. С сентября 1944 года и до самой победы — на 1-м Белорусском. 
Часть, в которой воевал лейтенант Гукасян, прошла всю Беларусь — от Гомеля до Бреста. Он участвовал в знаменитой операции «Багратион», затем его подразделение принимало участие в Люблинско-Брестской наступательной операции. 
Прошел лейтенант всю Польшу, брал вместе с Марией Берлин, а затем освобождал Прагу. Чтобы после окончательного разгрома врага вернуться в Германию, в Шверин, где были расквартированы советские войска.

История умалчивает о том, в какой день какого года стрела Амура пробила сердце кареглазого красавца Гукасяна. Как неизвестно, когда красноармеец Мария взглянула на своего командира влюбленным взором. Зато сохранился интересный документ — свидетельство о браке № 83, выданное советским консулом в Германии, о том, что 22 октября 1945 года в поверженном Берлине Гукасян Гевонд Бадалович и Ворошилова Мария Тихоновна стали мужем и женой.


На свадьбе китель жениха украшали орден Красной Звезды и медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». Точно такие же награды были и на груди счастливой невесты — боевой путь последнего года войны они прошли вместе.

Есть и еще один забавный документ: старшего лейтенанта Гукасяна 27 июня 1946 года наградили ценным подарком — «радиоприемником и потифоном» — за «хорошее несение службы в Красной Армии». Бог с ней, с орфографией, зато семья приобрела весьма ценные по тем временам вещи!


В мае 1946-го, через год после окончания войны, военная служба для семьи Гукасян закончилась. Сначала молодые вернулись к отцу мужа в Кировабад, потом поехали в Ереван, где Гевонд все же окончил пединститут и получил диплом педагога. И первое гражданское назначение — директором школы в небольшом армянском поселке. За несколько лет одна за другой родились три дочери, а семья переехала в Адлер. Мария трудилась библиотекарем, воспитателем. И родила Гевонду сына — Виктора. Победителя!
Минчанин Виктор Гевондович сегодня живет в Беларуси — стране, которую освобождали его мама и папа. 
У него есть дети и внуки. У кого-то — темные, почти черные глаза. У других — светлые. Кто-то напоминает прадедушку Гевонда, а кто-то — прабабушку Марию.

Но самое главное в этой простой истории то, что никто в большой семье не подсчитывает процент армянских, украинских или белорусских генов. Это несущественно. Ведь им от прадедов досталось кое-что более важное — ДНК настоящей человечности и любви.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter