Пьяным за рулем сказали «СТОП». Они услышали?

Зато немножко снизился вал «алкогольных» нарушений на дорогах (см. информацию «БН» в номере за 29 октября). Хочется думать, что со временем случаи, когда водитель попадается, будучи под мухой за рулем, станут исключительными, этакими вопиющими примерами человеческого недомыслия, халатности и равнодушия по отношению к чужим жизням и своему имуществу.

ПРОШЛО всего несколько дней с момента вступления в силу поправок в кодексы Беларуси, ужесточающих наказание за вождение в нетрезвом виде, а градус накала обсуждения этой темы не снижается

Зато немножко снизился вал «алкогольных» нарушений на дорогах (см. информацию «БН» в номере за 29 октября). Хочется думать, что со временем случаи, когда водитель попадается, будучи под мухой за рулем, станут исключительными, этакими вопиющими примерами человеческого недомыслия, халатности и равнодушия по отношению к чужим жизням и своему имуществу.

Пока же некоторых водителей не останавливает даже крайняя мера, которая прописана в законе, — лишение машины. Первых претендентов на конфискацию авто сотрудники ГАИ остановили уже в минувшие выходные — в Минске, Бресте и Гродно. Самое интересное, что горе-водители клялись-божились инспекторам, что понятия не имели ни о каких поправках в законодательство, и о конфискации автомобиля в первый раз слышат. Как будто это незнание (факт сам по себе поразительный, потому как об этих поправках говорили все медиа — печатные, электронные, радио) их освободит от ответственности.

Принятые меры позволили сократить за десять месяцев 2013 года количество ДТП по вине  пьяных за рулем — их число в сравнении с аналогичным периодом 2012-го уменьшилось на 30 процентов. С другой стороны, число правонарушений на дорогах, связанных с неадекватным поведением нетрезвых водителей, в последние пять лет росло чуть ли не в геометрической прогрессии.

Ежегодно выявляется более 50 тысяч фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения, констатировала «БН» председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Людмила Михалькова. Если в 2007 году по статье  317 Уголовного кодекса осуждено 1135 человек, то в  2011-м уже 4681, в 2012-м — 3805. Так что очевидно — прежняя система не оказывала необходимого профилактического воздействия на правонарушителей. Виновных либо лишали водительских прав, либо они получали штраф. При внесении предлагаемых законопроектом изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях интересно было посмотреть опыт России, Украины, Латвии, Литвы, Германии, США и других государств. В Латвии, например, за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф до 1600 долларов с лишением права управления авто на срок до четырех лет. В США размер штрафа доходит до 10 тысяч долларов, а лишение прав — вплоть до пожизненного. Так что в Беларуси поправки даже не столь драконовские, хотя и достаточно жесткие. Так и должно быть — люди, по вине которых погибло несколько человек, должны получить соразмерное их деяниям наказание. Обществом и родственниками погибших оно будет восприниматься как справедливое.

В этой связи логичен и правомерен вопрос: а не вызовет ли изменение в законе увеличения числа фактов взяточничества и коррупции в ГАИ? Это ж какие, думает тот или иной участник дорожного движения, перед ними открываются возможности манипуляций буквой закона — только начни с попавшимся пьяным за рулем человеком вести беседу об «отъеме» его личного транспорта, как тот выложит любую сумму, лишь бы нарушение не фиксировали.

— Коррупцию в ГАИ давно уже искоренили, — констатирует на этот счет старший инспектор по особым поручениям управления ГАИ Беларуси Анна Банадык. — Если бы случаи взяточничества были распространены, то они отмечались бы и до принятия закона, и после. Но сегодня говорить о коррупции в ГАИ не приходится. Сотруднику себе дороже скрывать нарушение ПДД и брать за это финансовое вознаграждение. Его ждет увольнение, уголовная ответственность и осуждение профессиональным сообществом, вряд ли потом он сможет найти работу по специальности. А то что некоторых водителей после вступления в силу закона стали чаще тормозить, иначе как совпадением назвать нельзя.

Могу подтвердить: на трассе Минск—Брест в минувшие выходные меня тормозили сотрудники ГАИ несколько раз. Один раз — совершенно справедливо, потому как я, к слову, будучи абсолютно трезвым, превысил скорость на участке, где это запрещено. Уже в процессе разговора с работником ГАИ я понял — один только намек, что мы могли бы решить вопрос «полюбовно», за некую мзду с моей стороны, мог бы привести к крайне неприятным для меня последствиям. Проще было заплатить штраф, чем предлагать взятку. Что уж говорить о тех, кто попадется им пьяным…

«БН» обещает и дальше информировать своих читателей о том, отрезвили поправки иных нарушителей на дорогах или нет.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter