Президенту доложили о перспективах развития ПВТ. Какие задачи поставил Глава государства?

ПВТ должен работать прежде всего на Беларусь

Что стало фишкой независимости молодого белорусского государства, какие задачи поставил перед айтишниками ­Президент и на что Александр ­Лукашенко готов им сделать скидку? Во Дворце Независимости обсудили перспективы развития Парка высоких технологий

Благодаря поддержке Главы государства IT‑отрасль стала одним из брендов Беларуси и приносит немалые доходы в бюджет. Однако в любом деле важно видеть не только плюсы, но и недостатки, чтобы вовремя на них реагировать и не допускать ошибок впредь. На это обратил в четверг особое внимание Президент, заслушивая доклад о перспективах развития Парка высоких технологий. Говоря о будущем ПВТ, Александр ­Лукашенко подчеркнул принципиальный момент:

— С какой стороны ни посмотри, все‑таки ПВТ — это такая фишка нашей независимости... Он должен существовать. Опыт есть. Хороший опыт. Надо этот Парк поворачивать, чтобы он работал прежде всего на страну, и работал эффективно.

Время перевернуть страницу

Белорусский Парк высоких технологий — это уже признанный центр разработок искусственного интеллекта в мире. Передовые разработки не только двигают вперед предприятия, это еще и весомый источник поступления валюты в страну. Шутка ли, доходы от экспорта IT-услуг сопоставимы c прибылью от продажи калийных удобрений. Впрочем, к экономическим показателям мы еще вернемся. ­­Президент же начал разговор с небольшого исторического экскурса. Отметил, что настало время вернуться к вопросу функционирования ПВТ даже не с экономической точки зрения, а нравственной и политической. Речь о событиях 2020 года, когда многие айтишники заняли деструктивную, антигосударственную позицию, засветившись в акциях протеста и уличных беспорядках. А ведь государство все эти годы всячески их лелеяло и поддерживало, да и зарплаты в отрасли одни из самых высоких в стране. И что в ответ? Поэтому недоумение Александра ­­Лукашенко легко понять:

— Сотрудники ПВТ проявили себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. И конечно, в обществе в большинстве своем присутствует некая настороженность в этом отношении. Вот это я имею в виду, что настало время снять какие-то ненужные нам нюансы с функционированием ПВТ.

Александр ­­Лукашенко исходит из того, что эту неприятную страницу надо перевернуть и работать дальше:

— Должен сказать, что надо скидку сделать на то, что не во всем повинны и сами сотрудники ПВТ, и те, кто занимались высокими технологиями.  
Это отчасти наше упущение. А скорее всего, это неизбежный этап, который мы переживали, когда ПВТ и те компании, которые там были зарегистрированы, были, прямо скажем, дочерними компаниями. Хозяева были далеко за пределами Беларуси.
­­Президент рассказал, что накануне попытки мятежа в 2020 году поступали сведения о том, что сотрудников ПВТ планировалось задействовать как движущую силу:

— И опять же, признаюсь, что ни я, ни спецслужбы не уделили этому должного внимания. Мы просто отмахнулись от этого. Я думал: ну не может же быть, чтобы твои дети начали против тебя войну. За это и поплатились. Оказывается, что и такие дети могут воевать против родителей, если им хорошо платят. То есть наши люди (это тоже откровенно надо признать), работающие в Парке высоких технологий, получая приличные доходы, заработную плату по сравнению со средней зарплатой в Беларуси, предпочли большие деньги и выполняли команды заграничных своих хозяев, чаще всего заокеанских. Может, я в чем-то ошибаюсь, но, наверное, только в деталях. Мы анализировали ситуа­цию с этих позиций и пришли к такому выводу.


Поэтому, добавил ­­Президент, скидку надо делать на то, что ими все-таки управляли:

— Поскольку это молодые в основном люди, да и руководство ПВТ спустя рукава там работало, не знали своих людей и не противодействовали вовремя всем этим негативным тенденциям, мы получили то, что получили.

Конечный продукт

Тем не менее белорусский лидер ни разу не ставит под сомнение необходимость ПВТ и его поддержки:
— Мы имеем благодаря в том числе и работе Парка на каждом предприятии свой парк высоких технологий. Начиная от Академии наук и заканчивая МАЗом, БЕЛАЗом и другими предприятиями. 
Я сначала тоже не поверил, что на каждом предприятии у нас есть очень сильные айтишники, которые не просто на заокеанского дядю работают, а создают конечный продукт. Как мы боролись за продуктовые компании. Пожалуйста, они созданы. И когда мы проверили, к примеру, БЕЛАЗ — а там целый корпус четырех- или пятиэтажный, сидят ребята, которые работают на БЕЛАЗ, программное обеспечение создают и готовый продукт. То есть Парк высоких технологий сыграл здесь, я считаю, очень важную роль.

Фишка независимости

Помимо этого, обращает внимание ­­Президент, благодаря ПВТ удалось подтолкнуть и сферу образования в части подготовки высококвалифицированных IT-специалистов. В этой связи Александр ­­Лукашенко поделился своим наблюдением:

— У меня уже беспокойство вызывает, что у нас, наверное, чрезмерный перекос этой IT-сферы и подготовки специалистов в этом плане. Но ничего. Это вопрос регулируемый. Не будет спроса — не будет и подготовки. А раз есть спрос, значит, готовятся люди. Молодые люди хотят работать айтишниками.  
Поэтому с какой стороны ни посмотри, все-таки ПВТ — это такая фишка нашей независимости, молодого государства была. Он должен существовать.
А вот как сегодня должен работать Парк и какая ситуация там складывается, об этом Глава государства попросил докладчиков объективно доложить. Он также напомнил, что в апреле этого года был подписан Указ № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации», при этом Парку высоких технологий поручалось создать базу данных компетенций резидентов и определить порядок их привлечения к процессам цифровизации отраслей эконо­мики.


В данном контексте белорусский лидер заметил, что необходимо обсудить результаты этой деятельности, поинтересовался, как работает наблюдательный совет в Парке высоких технологий, насколько контролируется ситуация, какие шаги предстоят в дальнейшем:
— Вы же понимаете, что я как человек, отвечающий за безопасность нашего государства и стабильность функционирования нашего общества, не могу допустить, чтобы у нас еще раз пошла волна от айтишников там, ипэшников и так далее. Еще раз хочу подчеркнуть, я это не скрываю: благодаря ­­Президенту появились такие отрасли в нашей экономике и в нашем обществе. Поэтому я за это и несу ответственность. 
Мы не должны видеть только положительное. Мы должны видеть и недостатки, для того чтобы вовремя реагировать.

Где родился, там и пригодился

Касаясь работы Парка в нынешних условиях, Глава государства не стал скрывать приятного удивления:

— Я не ожидал. За три квартала — девять месяцев этого года — экспорт Парка приблизился к двум миллиардам долларов. Я этого не ожидал. Я думал, вы там уже разбежались по закоулкам планеты. Немного это меньше, чем в прошлом году. Но тем не менее это высокий уровень… Посмотрим, как вы сработаете в четвертом квартале.

И еще один факт, на который обратил внимание ­­Президент:
— Что отрадно: те, кто рванул за пределы страны после введения санкций (я это все понимаю), начали возвращаться. Очень многие вернулись обратно. Попробовали заграницу на зуб и поняли, что в стране, где родился, там ты должен и пригодиться. Это хорошие тенденции.
Белорусский лидер отметил и то, что в ПВТ регистрируются новые резиденты, которые создают собственные IT-продукты, осваивают новые рынки, а потому нет сомнений, что «все утихомирится»:
— Бизнес есть бизнес. Война войной, но бизнес свое место найдет в мире. 
Поэтому давайте обсудим проблемы, которые у нас есть, и меры реагирования, чтобы наше общество понимало, как мы все-таки дальше будем работать с ПВТ и использовать его на пользу страны прежде всего. Настало время. Опыт есть. Хороший опыт. Надо этот Парк поворачивать, чтобы он работал прежде всего на страну, и работал эффективно.

Драйвер развития компетенций

Первый вице-премьер Николай Снопков, прежде чем дать оценку работе Парка, особо подчеркнул, что ПВТ был создан и получил развитие именно благодаря Главе государства. За это и поблагодарил его:


— Взрывной рост (экономических показателей. — Прим. ред.) последние пять лет. Фактически по экспорту ПВТ соответствует экспорту калийных удобрений. Это серьезный вклад в экспорт и серьезный вклад в сальдо (внешнеторговое. — Прим. ред.), что для нас очень важно. И этот взрывной рост в последние пять лет. Спасибо вам!

По мнению первого вице-премьера, ПВТ — это хороший пример нового направления в экономике:
— Они реально наработали компетенцию, реально значимая структура, которая способна выполнять любые задачи на мировом пространстве. 
Не только и не столько в Беларуси, хотя вы совершенно справедливо отметили, что они также являлись не то чтобы фундаментом, но по крайней мере драйвером, триггером того, что у нас соответствующие компетенции развивались в промышленности, реальном секторе экономики. И не только в Министерстве промышленности, но и везде.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Созданный в 2005 году Парк высоких технологий по праву считается ведущим IT-кластером в Центральной и Восточной Европе. Первый этап развития Парка — ПВТ 1.0 — продлился до конца 2016 года. В этот период основной моделью IT-компаний был аутсорсинг — создание программных продуктов по техническому заданию клиента с передачей ему всех прав на этот продукт. А уже в декабре 2017‑го ­­Президент подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Это событие дало старт эпохе ПВТ 2.0.

Декрет сформировал условия для продуктовой модели бизнеса: IT-компании создают собственные продукты и продвигают их широкому кругу потребителей. Таким образом, IT-сектор Беларуси изменился не только количественно, но и качественно.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В 2021 году экспорт ПВТ достиг абсолютного рекорда и составил 3,2 млрд долларов.

 Внушительными темпами растет и количество новых компаний в ПВТ. Всего за пять лет с момента принятия цифрового декрета количество резидентов Парка выросло в пять раз и увеличилось с 192 до 1065.

 За 2017 — 2021 годы ПВТ вырос более чем на 40 тысяч человек, и сегодня его численность составляет более 78 тысяч человек. Это 2 процента от занятых в экономике Беларуси. Они производят почти 5 процентов ВВП.

 ПВТ помогает развитию регионов. Сегодня за пределами Минска работают более 100 компаний — резидентов ПВТ и более 4 тысяч человек.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Всеволод Янчевский, директор Парка высоких технологий:

— Главный посыл ­­Президента по отношению к ПВТ и IT-отрасли остается таким же, каким был на протяжении многих-многих лет. И Парк развивался как раз таки потому, что были стабильные условия его существования. Глава государства еще раз подтвердил четкую, простую и незыблемую позицию. Беларусь всегда поддерживала новые технологии, IT. ­­Президент поддерживал Парк высоких технологий, и это сохраняется. Сегодня надо смотреть в будущее, чтобы и программисты, и компании могли спокойно работать, созидать, творить и идти вперед.


В некоторых СМИ начиная с 2020 года Парк хоронили уже много раз. Тем не менее он по-прежнему есть и будет. И преобладающая часть компаний работает в Беларуси, несмотря на все сложности. Подавляющее большинство программистов остается и работает. И новые компании регистрируются. И это абсолютно не пропаганда.  

Экспорт ПВТ в нынешнем очень сложном году превышает, например, показатели 2020 года. За девять месяцев — свыше двух миллиардов долларов. И к концу года будет еще больше. В мире Беларусь знают по многим вещам, среди прочего — по IT-отрасли и нашему ПВТ. Знали, знают и будут знать. 

Думаю, не только не произойдет ничего плохого, а будет еще очень и очень много хороших новостей, связанных с ПВТ, с IT. Парк, созданный ­­Президентом, был гордостью страны, и он ею останется. И еще порадует страну и удивит мир.

Кирилл Залесский, заместитель директора ПВТ:

— Режим функционирования Парка высоких технологий не меняется. Мы исходим из того, что открываем новое дыхание для Парка. За последние два года наш IT-сектор, наши айтишники побывали в разных ситуациях. Большинство из многотысячной армии айтишников работало на экономическое благосостояние нашей страны. Конечно, были и те, кто проявил себя не с самой хорошей стороны, внес определенный вклад в деструктивные процессы. Сегодня мы исходим из того, что эту страницу мы переворачиваем и продолжаем работать на созидание и укрепление экономической мощи нашего государства.


В рамках реализации Указа № 136 ПВТ совместно с Министерством связи и информатизации проводит кропотливую работу по внедрению белорусских IT-разработок внутри страны на благо реального сектора экономики. В этом направлении мы свои усилия будем только наращивать.

Мировая IT-отрасль сейчас работает в условиях идеального шторма, который образовался из-за различных факторов. Все глобальные мировые корпорации сокращают сотрудников десятками тысяч человек. Здесь сложились несколько факторов. По нашим оценкам, этот отток (в Беларуси. — Прим. ред.) не такой большой, как об этом принято говорить в прессе. Мы понимаем, что есть объективные причины, есть субъективные. Мы все-таки сторонники сдержанного оптимизма.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter