Путин ответил на предложение Санду вывести российских миротворцев из непризнанной республики

Путин, Санду, Приднестровье. А компромисс выйдет?

Президент России Владимир Путин заявил, что Россия выступает за вывод войск из Приднестровья. На необходимости этого уже более месяца настаивает избранный президент Молдовы Майя Санду – а теперь, кажется, подоспело решение проблемы. Вот только вывести миротворцев Россия готова лишь при одном важном условии, которое молдавского лидера совсем не устраивает. Так что Приднестровье ждет очередная битва интересов. Вопросов по этому поводу два: чем все закончится и закончится ли в принципе.


Чтобы ответить, нужно для начала разобраться в контексте происходящего и истории вопроса. О последней мы уже подробнее писали вот тут, а сейчас перечислим основное. Приднестровье – это непризнанная республика на западе Молдовы. Откололась от основной части страны она в 1990-х – тогда на территории региона развернулся военный конфликт, в результате столкновений погибли около тысячи человек. Причина? Несогласия между пророссийски настроенным Приднестровьем и прорумынской Молдовой.

К счастью, долго война не длилась. В 1992-м Молдова и Россия подписали бессрочное соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье, и наша соседка ввела туда миротворцев. После этого статус непризнанной республики не менялся. Да и сам конфликт никуда не исчез. Его принято считать «замороженным», поэтому вопрос Приднестровья в молдавской политике всегда фоновый. Неудивительно, что дискуссия по нему периодически обостряется. Например, когда в стране меняется власть.

Это и произошло в ноябре 2020-го: на выборах президента победила лидер оппозиционной партии «Действие и солидарность» Майя Санду. Она почти сразу назвала одной из первоочередных задач переговоры по Приднестровью с Путиным и заявила о необходимости вывода российских войск из региона. «Оперативная группа должна быть выведена, боеприпасы должны быть вывезены. Очень важно восстановить территориальную целостность и независимость Республики Молдова»,подчеркнула политик. Санду также предложила изменить формат миротворческой операции – преобразовать ее в международную миссию гражданских наблюдателей. 

Владимир же Путин во время своей большой пресс-конференции 17 декабря сказал: «В целом мы за то, чтобы вывести [миротворцев], как только созреет соответствующая обстановка. Как только будет налажен нормальный диалог между Приднестровьем и остальной частью Молдовы». 


Иначе говоря, позиция Санду – это «сначала выводим войска, потом решаем вопросы», а Путина – «сначала решаем вопросы, потом выводим войска». Тут-то и находит коса на камень. Вернее, на Приднестровье.

Помните начало статьи? Там мы говорили об историческом противостоянии интересов Молдовы и России в регионе, а теперь можем перенести это на сегодняшний день. И сделаем это с легкостью. С одной стороны – Санду, настроенная на объединение общества и продвижение страны в Евросоюз. С другой – Путин, геополитические интересы нашей соседки на постсоветском пространстве и пророссийски ориентированное население Приднестровья. Смогут ли стороны договориться?


Вряд ли. Об этом можно заявлять, попросту оценив категоричность заявлений. Если оба президента настаивают на жесткой позиции и отвергают другую, то, сколько переговоров ни проводи, компромиссы чудесным образом не возникнут. А сдавать свои интересы ни Путин, ни Санду не намерены. Вопрос даже не столько в самой территории – Приднестровье не очень-то ценно своим расположением или ресурсами, – сколько во влиянии. «Сдать» регион равняется серьезному удару для рейтинга обоих политиков. Вывод? Однозначного «да» ни по одной из позиций можно не ждать.

Но мы же буквально в начале предыдущего абзаца написали, что и с компромиссами в случае Приднестровья беда. Если не будет ни их, ни принятия односторонних предложений, как разрешится конфликт в регионе? Вероятнее всего, никак. Непризнанная республика ведь уже прожила 30 лет с «замороженным» статусом. Проживет еще.

Фото: ТАСС
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter