Веб-дизайн, роботы и программирование: как выбрать высокотехнологичные курсы для детей?

Пути в айти

В советские годы многие мечтали стать космонавтами, в 2000-е предпочитали карьеру экономиста и юриста, а сегодня на пике популярности программисты и инженеры. Профессии сложные, но приобщиться к ним можно в раннем возрасте. И в этом есть смысл. Даже если вы не уверены, что из ребенка вырастет айтишник, полученные знания, навыки и умения ему пригодятся. Ведь в перспективе, уверены эксперты, ряд нынешних профессий канет в Лету, но будут востребованы специалисты, способные работать на стыке дисциплин. Знание высоких технологий пригодится и врачу, и филологу, и юристу. Так что отправить малыша на ИТ-курсы — хорошая инвестиция в его будущее. К тому же писать программы и конструировать роботов — занятие крайне увлекательное.

Фото thomsonreuters.com

Предложений по обучению детей программированию и робототехнике сегодня немало. Такие курсы есть не только в Минске, но и в регионах. Родителям, особенно не сведущим в ИТ, зачастую непросто определиться, когда и куда лучше отдать ребенка. Ведь направления сложные, и, на первый взгляд, не каждый взрослый способен в них разобраться. Директор образовательного центра Стемлаб (Stemlab), старший преподаватель физического факультета БГУ Любовь Крылова рассказывает:

— Есть смысл развивать ребенка в этом направлении пораньше. Когда он уже свободно умеет читать и писать, его можно записывать на программирование. Если ребенок еще не освоил эти навыки, занятия не принесут должного эффекта. Несколько иначе обстоят дела с робототехникой. Сюда детей можно записывать с 4—5 лет. Конечно, в таком возрасте вряд ли малыш сам запрограммирует робота, но сможет его сконструировать и под руководством преподавателей управлять им с телефона — это заложит интерес на будущее.

Для малышей есть начальные курсы, где учат пользованию компьютером. Здесь дети изучают базовые вещи — операционную систему Windows, программы Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Paint, Internet. Это знакомство с компьютером, с чем рано или поздно сталкивается каждый. В свою очередь два основных направления в ИТ-образовании детей — программирование и робототехника. И это не случайно, утверждает Любовь Крылова:

— Если говорить о робототехнике, все дети слышали о роботах, но не все видели их “вживую”, не все пробовали их программировать. Это направление живо интересует и родителей, и детей. Что касается программирования, то оно на втором месте по популярности. Сегодня в этом направлении для школьников до 6—7 класса появляется все большее разнообразие сред разработки, тот же Kodu Game Lab — программа, позволяющая детям делать трехмерные компьютерные игры.

Юные программисты (6—11 лет), как правило, изучают основы своего направления на создании простых компьютерных игр, мультфильмов, интерактивных презентаций. На начальных этапах для разработки используются специальные языки программирования, созданные конкретно для обучения детей младшей и средней школы, к примеру, Scratch от Массачусетского технологического университета (США). Так малыши знакомятся с основами алгоритмики, осваивают понятия “сценарий-скрипт”, “спрайт” и так далее. Ребята создают конкретный продукт, который смогут увидеть и родители. На робототехнике дети учатся конструировать роботов (зачастую используя разработки компании Lego), а также программировать их. В целом такие занятия позволяют не только освоить технические навыки: здесь дети получают опыт работы в команде, развивают творческие способности, учатся мыслить логически.

Фото БЕЛТА

Есть учебные программы, где программирование и робототехника предлагаются “в чистом виде”. Длительность курса может занимать от 1 до 5 лет. Также имеются комбинированные варианты, которые включают в себя оба направления и иные занятия, даже английский язык. С программой можно ознакомиться заранее — на сайте либо позвонив в образовательный центр. Любовь Крылова рассказывает:

— Очень важно не спугнуть ребенка. Если говорить о “чистых” направлениях, дети очень быстро устают от однотипных занятий, особенно когда речь идет о робототехнике. Даже если ребята будут делать разных роботов или разные игры. Это надоедает малышу.

Эксперт поясняет: лучше отдавать предпочтение таким курсам, где, помимо программирования и робототехники, есть иные занятия. Это не только поможет заинтересовать ребенка, но и станет полезным заделом на будущее, говорит Любовь Крылова:

— Мы в нашем центре, к примеру, дополняем курсы занимательной наукой и техническим творчеством. Занимательная наука — это условно школьные предметы, то есть те, которые понадобятся будущему айтишнику. В первую очередь это математика и физика, но излагаемые так, чтобы ребенок не просто понял материал, а по-настоящему увлекся предметом. В этом случае дети уже в раннем возрасте начинают понимать, для чего им потребуются эти знания, что, безусловно, мотивирует их осваивать науки, необходимые для будущей профессии.

Для ребят от 12 лет и старше есть предложения по узконаправленным курсам. Например, “Гейм-дизайн и разработка компьютерных игр”, “Веб-дизайн”, “Программирование под Android”, более углубленное изучение различных языков программирования — С, С#, Java, Phyton и прочие. В этом случае право выбора разумнее будет отдать самому ребенку, объясняет Любовь Крылова:

— Подростки (ученики 9—10 классов) уже более-менее понимают, чем они хотят заниматься в дальнейшем. Помимо общих предметов, выучив еще в школе два-три языка программирования, на младших курсах университета уже можно пройти стажировку в ИТ-компании, а на 2—3 курсах работать и хорошо зарабатывать как ИТ-специалист. С этой точки зрения тинейджерам есть смысл выбирать узконаправленные тематические курсы.

Некоторые образовательные центры предлагают также ИТ-лагеря на время каникул — это и отдых, и обучение, к тому же не надо ломать голову, с кем оставить чадо. Помимо этого, творческую жизнь юных айтишников и инженеров стараются приблизить к взрослой: для детей проводятся конкурсы и хакатоны — форумы, на которых специалисты из разных областей сообща работают над решением какой-либо проблемы: так уже в юном возрасте можно примерить на себя роль программиста, дизайнера, менеджера.
Взрослые при выборе ИТ-курсов зачастую ориентируются на регалии преподавателей: практический опыт, место работы и так далее. Но когда выбираете занятия для ребенка, это не столь важно. Главное, чтобы учитель ладил с детьми и доступно объяснял сложные вещи.
ЦЕНА ВОПРОСА

Стоимость занятий за месяц варьируется от 40 до 120 рублей. Цена зависит от количества занятий (обычно 1—2 раза в неделю), их длительности (60—90 минут) и выбранной программы. Для занятий докупать ничего не нужно, однако готовьтесь к тому, что компьютер ребенку придется приобрести пораньше.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter