В текущем году, как уже отмечалось в «Р», отечественная дорожная наука отметит 80-летний юбилей
К знаменательной дате была приурочена конференция, которая состоялась в Минске 30—31 октября на базе «БелдорНИИ». В работе ее приняли участие более 130 человек. В их числе — руководство дорожной отрасли и подведомственных организаций, отраслевой, вузовской и академической науки, коллеги из России, Украины, Казахстана, Франции, Германии, Швейцарии и других государств. Был рассмотрен ряд актуальных вопросов в области изыскания, проектирования и диагностики магистралей, их строительства, ремонта и содержания; искусственных сооружений; дорожно-строительных материалов и конструкций; безопасности дорожного движения и экологии.
Cейчас научные изыскания и прикладные исследования ведутся учеными и специалистами БНТУ, других отечественных учебных заведений, специализированных подразделений ряда дорожных предприятий, в числе которых особое место занимают «Белдорцентр» и «Белгипродор». В целом создана система научных, научно-технических и учебных учреждений, обеспечивающих поступательный прогресс дорожной отрасли.
Но сердцем белорусской дорожной науки по праву является «БелдорНИИ» — ведущая научно-исследовательская организация страны в области строительства, ремонта и содержания дорог и мостов. Достаточно сказать, что за период своего существования в ней подготовлено 18 специалистов высшей квалификации, в том числе 2 доктора технических наук, получено 314 патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели, составлено 142 нормативно-технических документа и правовых акта, созданы крепкая экспериментальная база и испытательный комплекс.
Начиная с 1995 года в отрасли начало развиваться новое направление в организации и проведении дорожных работ — научное сопровождение при строительстве сложных и ответственных объектов. Толчком к его созданию послужило проведение работ по модернизации магистрали М-1/Е30 Брест—Минск—граница России. Вторым объектом, на котором осуществлялось научное сопровождение, стала столичная кольцевая, после чего тесный контакт науки и производства прочно укоренился в практике дорожно-мостового строительства и ремонта.
Внимание, уделяемое науке, год от года возрастает. Это вполне закономерный процесс — целью государственной политики страны является перевод экономики на инновационный путь развития, ибо в условиях глобального дефицита сырьевых и энергетических ресурсов и роста цен на них альтернативы ему нет. Этому направлению в своей деятельности следует и дорожная отрасль, а департамент «Белавтодор» определил разработку и применение энерго- и ресурсосберегающих материалов и технологий одним из главных приоритетов.
В связи с этим достаточно перспективным выглядит устройство сверхтонких асфальтобетонных покрытий по аналогии с французской технологией «Новачип». В минувшем и этом году этот способ был апробирован при модернизации ряда участков главной дороги страны М-1/Е30 Брест — Минск — граница России. Преимущества технологии заключаются в том, что она позволяет осуществлять укладку покрытия толщиной 15—25 мм, слой быстро уплотняется катками, и через короткий промежуток времени движение транспорта по новому покрытию может быть открыто. Срок службы покрытия увеличивается, повышаются и его качественные характеристики. К тому же сверхтонкий слой — это существенно меньшие ресурсо- и энергозатраты. Еще одна перспективная технология связана с повторным использованием старого покрытия. При фрезеровании асфальтобетона получается асфальтогранулят, который смешивают со специальной катионной битумной эмульсией, цементом и водой, взятых в определенных соотношениях. Полученная с помощью мобильной установки смесь укладывается в конструктивные слои дорожной «одежды» в холодном состоянии. В результате экономятся как материальные, так и энергетические ресурсы. Обе технологии сейчас апробируются в рамках ведомственной программы экспериментальных объектов, ученые ведут постоянный мониторинг за состоянием участков, где они были применены.
В ходе конференции были обозначены и иные перспективные разработки: противогололедные материалы пролонгированного действия, гидроизоляционное асфальтобетонное покрытие из литой смеси на основе резиновой крошки, сдвигоустойчивое покрытие на участках с особо тяжелыми условиями эксплуатации и многие другие. Год от года перед дорожниками страны стоят все более амбициозные задачи: к примеру, сейчас изучается вопрос о строительстве трасс 1-й категории, связывающих столицу с областными центрами. Естественно, что наука призвана сыграть особо важную роль в реализации и этого проекта.