Пути и нити, или Почему случаются трагедии на железной дороге

Пришлось собирать самих грибников. В то сентябрьское утро начальник машины ВПР Борисовской дистанции пути М. Журавлев вместе с тремя своими спутниками выехал на работу рано. На мотовозе № 5104 из гаража дистанции пути отправились без четверти пять. Путь с разрешения дежурного по станции Борисов держали до станции Коханово, где предстояло ремонтировать пути. Было темно, а потому мотовоз двигался по железнодорожной колее, минут на 20 опережая электричку, с включенным прожектором. Впереди минут пятнадцать назад проследовала другая электричка. Стараясь находиться на безопасном расстоянии между обоими электропоездами, путейцы двигались на своей машине со скоростью 55—60 километров в час. При подъезде к остановочному пункту «Новая жизнь» Михаил Журавлев, который управлял машиной ВПР, подал громкий сигнал. Пассажиров на хорошо освещенной платформе остановочного пункта не было. Метров через триста, перед неохраняемым железнодорожным переездом, снова прозвучал сигнал большой громкости. Приближаясь к мосту через реку Бобр, начальник машины увидел впереди грузовой состав, который двигался по главному пути навстречу мотовозу. На локомотиве грузового горел прожектор, и Журавлева немного ослепило. Тем не менее он видел по правую сторону по ходу движения машины серые тени. На «тихую охоту» в ближайший лес шли грибники. В следующий момент произошло пересечение лучей прожектора грузового поезда и машины ВПР. В результате чего впереди образовалась «слепая» зона. Когда мотовоз поравнялся с грузовым поездом, раздался тупой тяжелый удар по передней части машины. Михаил подумал, что что-то упало с вагонов грузового поезда. Через несколько секунд после удара в кабине машины сработал зуммер, предупреждающий о нарушениях в тормозной системе. И действительно стало падать давление. Машина автоматически начала тормозить и метров через триста от места удара остановилась. Журавлев и его спутники спустились на землю и при осмотре обнаружили, что на передней части машины сбит концевой кран с рукавом воздухосистемы. Добравшись до станции Бобр, более внимательно осмотрели машину. К этому времени уже рассвело и стали видны на деталях бурые пятна, под рихтовочной тележкой обнаружили два пустых пластмассовых ведра. Поняв, что травмировали человека, путейцы сообщили об этом дежурному. Буквально через несколько минут после этого от машиниста скорого поезда №1, который проследовал по тому же участку, поступило сообщение, что в колее главного пути лежат неподвижно два травмированных человеческих тела. Выяснилось, что погибли два грибника. Причиной их смерти могло стать либо ослепление, в результате которого бедолаги не увидели, что движется не только грузовой поезд, но и мотовоз. Шум и грохот первого, скорее всего, перекрыл звуковой сигнал второго. На свою беду грибники и дачники проложили в этой болотистой местности тропинку, пролегающую рядом с железнодорожной колеей… Могла сработать и иная причина. Один из погибших — Игорь Князев — около десяти лет назад травмировал глаз. А затем и вовсе ослеп на левый глаз, получил инвалидность первой группы. В то злополучное раннее утро он отправился вместе с приятелем Анатолием Уткиным, также проживавшим в Борисове, собирать грибы. После случившегося наезда собирать, что называется, пришлось самих грибников. Минская транспортная прокуратура пришла к выводу, что И. Князев и А. Уткин, пренебрегая правилами безопасности, шли по железнодорожному полотну, за движением подвижного состава надлежащим образом не следили и были травмированы в результате собственной неосторожности. Вины локомотивной бригады машины ВПР в происшедшем прокуратура не усмотрела, а потому и приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Черный день Зеленого Зеленый цвет для многих из нас отождествляется с ростом, самой жизнью. Не случайно этот оптимистический цвет стал названием остановочного пункта, расположенного на пути от Минска до Молодечно. Но один из дней минувшей осени на Зеленом стал, без преувеличения, черным. Юрий Башак и Андрей Новиков вначале собирали грибы, а затем навестили знакомых. После застолья остались у них ночевать. А утром Юрий с трехлетней Александрой – дочерью хозяев дома и своей, как предполагалось, будущей крестницей — отправился в ближайший киоск, который находился на остановочном пункте Зеленое на другой стороне железной дороги. Башак купил полуторалитровую бутылку пива, семечки, а также «чупа-чупс» для малышки. Чтобы возвратиться назад, надо было снова пересечь железнодорожные пути. Юрий, державший до этого Сашу на руках, опустил девочку на землю: в это время на Минск шел поезд. Как только он прошел, Саша побежала по деревянному настилу, оборудованному для удобства пешеходов при переходе железнодорожного пути. Она не видела, что с другой стороны на Молодечно движется еще один поезд. Юрий побежал за ней, подхватил на руки. Но вскоре после этого его зацепил проходивший грузовой поезд. Им управлял машинист Молодечненского локомотивного депо Александр Маковский. Вместе с ним в кабине тепловоза находился помощник Андрей Космач. В этот день они встали рано и до полудня успели доставить грузовой поезд в Минск и сейчас возвращались обратно в Молодечно. Метров за сто до остановочного пункта Зеленое машинист и его помощник увидели на путях молодого мужчину. А.Маковский подал сигнал большой громкости и сразу применил экстренное торможение. Но мужчина на сигналы не отреагировал и продолжал переходить железнодорожные пути слева направо, если брать по ходу движения поезда. Предотвратить наезд так и не удалось. От удара поезда мужчина отлетел в направлении второго пути. Когда поезд остановился, и А.Космач подбежал к этому мужчине, он уже не подавал признаков жизни. Девочка лежала неподалеку с травмами головы и также не дышала. Андрей взял ее на руки и перенес на скамейку, что стояла неподалеку. Перенес и положил рядом, на землю мужчину. Чуть позже на остановочный пункт прибежала извещенная о трагедии бабушка Александры. Унесла ее домой, но, увы, девочке уже ничем нельзя было помочь. Смерть малолетней Александры Лопатиной наступила в результате разрыва межпозвоночного диска на уровне шеи и грудной клетки. Выяснилось, что смертельно травмированный Юрий Башак находился в состоянии алкогольного опьянения. Минская транспортная прокуратура пришла к выводу, что не совместимую с жизнью травму он получил в результате собственной неосторожности, а вины локомотивной бригады поезда № 3441 в происшедшем ЧП не усмотрела. В возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием в ее действиях состава преступления. «Потомок князя» ранил коллегу на работе Во вторник, 21 октября минувшего, года работники семнадцатого околотка под руководством мастера Н.Бураченка производили подъем стрелочных переводов и путей на территории парка «А» станции Молодечно. Сменой шпал занималась бригада Молодечненской дистанции пути, возглавляемая А. Городецким. В нее входили монтеры С.Бичун, И.Лях, А.Свярский и М.Илюкович. Мобильный, вполне управляемый небольшой коллектив. Тем не менее управление в нем временно разладилось. В этот день переусердствовал со спиртным Михаил Илюкович. Анатолий Городецкий, бригадир путейцев, занимающихся текущим ремонтом, увидел изрядно пьяного подчиненного и отстранил того от работы. Мастер Н.Бураченок настоял, чтобы по факту отстранения от работы был составлен акт. Но Илюкович не спешил уходить домой. В бытовом помещении семнадцатого околотка он продолжал распивать спиртное вместе с Александром Свярским, с которым всегда поддерживал дружеские отношения. сидя в бытовке вдвоем, Михаил, подогретый винными парами, стал доказывать коллеге, что является потомком князя. Александр прокомментировал это утверждение по-рабочему прямолинейно и скептически, с использованием ненормативной лексики. Комментарий оказался обезоруживающе едким и обидным. Не найдя других аргументов, Илюкович схватился за нож, что лежал на столе, и нанес им удар в живот приятелю. Теряя силы, раненый вышел из бытовки и уведомил находившегося неподалеку бригадира о произошедшем инциденте. А того, кто совершил преступление, несмотря на нетрезвое состояние, из околотка все равно как ветром сдуло. По дороге Михаил выбросил нож и затем уехал домой. Здесь его и нашли работники милиции. Коллеги по работе сразу же доставили в больницу потерпевшего, которому было причинено тяжкое телесное повреждение. Врачи оказали ему своевременную помощь и тем самым спасли Александру жизнь. Комментарий заместителя Минского транспортного прокурора Владимира Круковского: — Конечно, этот случай из ряда вон выходящий, тем более обидно, что он произошел на предприятии, которое всегда было на хорошем счету, где крепкий, сплоченный трудовой коллектив, опытный и умелый руководитель. Железная дорога, как известно, является сферой повышенной опасности, и потому прокуратуре приходится зачастую расследовать несчастные случаи и чрезвычайные происшествия, случившиеся на ее объектах и предприятиях. Но чтобы разборки на производстве осуществлялись в нетрезвом виде с помощью ножа, такое трудно даже представить. Поэтому мы, естественно, возбудили уголовное дело и после окончания расследования направили его в суд. При активной позиции нашего государственного обвинителя суд Молодечненского района и г. Молодечно назначил М.Илюковичу четыре года лишения свободы. Правда, в связи с актом амнистии этот срок на год был уменьшен. Кроме того, с осужденного взыскан один миллион рублей в пользу А.Свярского в возмещение морального вреда, а также приличные суммы в пользу Минского отделения железной дороги и Молодечненской центральной больницы, где лечился потерпевший. Старший следователь нашей прокуратуры Ю.Надольский, закончив расследование, направил начальнику транспортного республиканского унитарного предприятия «Минское отделение Белорусской железной дороги» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению этого дикого преступления. Оно обсуждено на совещании при главном инженере этого унитарного предприятия, на собрании трудового коллектива Молодечненской дистанции пути. Приняты конкретные меры по устранению причин и условий таких производственных драм. Именно этого, кстати, требует и Директива Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», которой мы намерены впредь руководствоваться в своей работе. К сожалению, поводов для прокурорского вмешательства находится немало. Назову лишь некоторые. Слесарь по ремонту подвижного состава Минского моторвагонного депо Г. Деркачев находился в помещении цеха по ремонту и обслуживанию электропоездов в состоянии алкогольного опьянения. В результате упал на бетонный пол и был смертельно травмирован. Начальнику депо внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда. При разгрузке железобетонной плиты автомобильным краном на станции Фаниполь произошел несчастный случай с тяжелым исходом и с рабочим Минской дистанции гражданских сооружений В. Фалько. Он, также находясь в состоянии алкогольного опьянения и нарушив правила безопасности при ведении работ с краном, получил открытый перелом обеих лодыжек и заднего края большой берцовой кости левого голеностопа со смещением. Несчастные случаи произошли также с водителем этой же дистанции гражданских сооружений Р. Кавецким, столяром Минского вагонного депо В. Казаком и другими работниками. На объектах железнодорожного транспорта в минувшем году зарегистрирован 91 случай гибели людей в результате смертельного травмирования железнодорожным транспортом. Это несколько меньше, чем год назад, когда было зафиксировано 100 таких случаев. Тем не менее нет никаких оснований для самоуспокоенности. Тем более что 57 человек из числа погибших в прошлом году находились в состоянии алкогольного опьянения с потерей ориентации в зоне повышенной опасности… Ситуация, складывающаяся с гибелью граждан на объектах Минского отделения Белорусской железной дороги, недавно обсуждена на совещании оперативных работников нашей прокуратуры. Намечен комплекс мер, направленных на выяснение и устранение причин и условий, способствующих гибели людей. Искренне надеюсь, что эти издержки (надо сказать, самые ценные для общества и государства) общими усилиями нам удастся сократить до минимума.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter