Кто защитит права белорусского туриста?

Путевки в никуда

Туристический рынок лихорадит не на шутку. Сутки ожиданий вылета в аэропортах плюс номера в отелях, которые уже заняты другими отдыхающими. Уже оплаченные путевки, которые вовсе не гарантируют долгожданный отдых. В итоге тем, кто выбрал отпуск в Беларуси, сейчас завидуют многие туристы, решившие отправиться к жаркому солнцу и теплому морю через крупных туроператоров.

ФОТО СЕРГЕЯ БОБЫЛЕВА/ТАСС.

Крупнейшая российская компания «Натали Турс», один из сильнейших игроков на рынке туруслуг СНГ, расписалась в своей несостоятельности и объявила об аннуляции всех подтвержденных туров. Общее число клиентов компании, которые не смогут воспользоваться оплаченными турами в июле, достигает 1,5 тысячи.

По этой причине многие туристы, в том числе из Беларуси, так и не смогли отправиться в отпуск. Например, 1 июля в Испанию из Минска улетели лишь 10 человек из 70. Это случилось из–за того, что испанский партнер «Натали Турс» просто отказал в забронированных и оплаченных ранее местах. Чтобы не влезать в долговую яму еще глубже, глава компании Владимир Воробьев вчера принял необычное, мягко говоря, решение: «Мы не можем отправлять туристов в ближайшее время, так как не контролируем ситуацию с партнерами, поэтому вынуждены аннулировать туристические поездки».

Спустя несколько часов руководство компании разработало схему компенсации. Туристы, чьи туры аннулированы, с 5 июля могут рассчитывать на компенсацию в полном размере. В частности, клиентам «Натали Турс» предоставят возможность воспользоваться другими путевками. Тем, кого не устраивает подобная альтернатива, придется ждать, пока в компании нормализуется финансовая ситуация и появится возможность отправлять туристов на отдых по текущим программам, не подвергая их риску.

Хочется верить, что ситуация разрешится без судебных разбирательств и все туристы смогут быстро получить свои деньги, чтобы успеть улететь в отпуск по горящим путевкам других туроператоров.

Тем временем наши граждане стали заложниками разборок между украинским туристическим оператором и авиакомпанией. Известно, что пару дней назад до Хургады не долетели несколько десятков белорусов. Как позже сообщили в МИД, серьезные сложности с вылетом из киевского аэропорта «Борисполь»
также испытывали наши путешественники, которые собирались улететь в Аликанте, Люблин, Тунис, Тирану, Шарм–эль–Шейх. На несколько часов были задержаны рейсы в Анталию, Батуми. Все они должны были отправиться на чартерных рейсах украинской авиакомпании Bravo Airways.

Те, кто из Борисполя планировал улететь в Хургаду, прождали свой рейс больше суток. В результате в самолет туристы все же попали. Но он оказался неисправным. По техническим причинам борт вернулся обратно в Борисполь практически сразу же после взлета. По словам очевидцев, они видели какой–то дым, который возник с правой стороны самолета. Через час после приземления сотрудники аэропорта сообщили, что воздушное судно починили, и предложили продолжить полет. Но большинство путешественников лететь на нем отказались.

Авиакомпания Bravo Airways уверяет, что туроператор Oasis Travel задолжал авиаперевозчику 1 млн долларов. Оператор утверждает, что все как раз наоборот: это авиакомпания виновата в задержке рейсов, потому что не имеет средств на полеты. Кто прав, а кто виноват, понять сложно. Ясно одно: туристы оказались в непростой ситуации, а помочь им было некому.

О том, что нашим путешественникам нужна поддержка, говорят в Министерстве спорта и туризма не первый год. «Должна быть какая–то система защиты, — отмечал недавно заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной. — В России, например, это сделано на законодательном уровне: предусмотрена система защиты в виде компенсационного фонда и страховых гарантий. По какому пути мы пойдем — это уже детали, главное — принять решение. Министерство спорта и туризма сейчас инициировать данный процесс не может, поскольку это вызовет отторжение у бизнеса. Но пострадавшие люди, например, через Республиканский союз туристической индустрии, Республиканский союз туристических организаций могут поднимать эту проблему.

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций, считает самой действенной защитой саморегулирование рынка. А также необходимый в сегодняшних условиях закон о страховании риска путешественника: «Все риски необходимо прописать. Их немного: непопадание в выбранный отель, задержка или отмена рейсов и т.д. Такой принцип существует во многих странах мира. За страхование своего отдыха турист отчисляет 1 — 2% от стоимости путевки». О том, чтобы создать фонд помощи пострадавшим от действий нечестных операторов, разговоры пока больше не ведутся, рассказал Цехмейстер: «Наш рынок довольно своеобразный. Многие турфирмы де–юре являются и туроператорами, и турагентами. Отчисления в фонд будут мизерными».

Как бы то ни было, после нынешних неприятных событий турбизнесу будет нелегко вернуть доверие и потребителей, и зарубежных партнеров. К тому же у всех на памяти недавний суд над хозяйкой турфирмы «Калипсо–тур», обманувшей своих клиентов. Многие туристы, встревоженные лихорадкой на рынке в разгар сезона, заявляют, что в будущем станут планировать поездки самостоятельно. Кстати, в России уже более 70% путешественников так и поступают и лишь 20% (среди которых, как правило, люди с более высоким доходом) обращаются за помощью к турагентствам.

КСТАТИ

По информации Департамента по туризму Минспорта, в Беларуси участились случаи недобросовестного исполнения обязательств турфирмами, а также совершения отдельными компаниями противоправных деяний в отношении туристов. В связи с этим департамент рекомендует перед обращением в турфирму ознакомиться с информацией о ней  на официальном сайте Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также нелишне поинтересоваться, включена ли турфирма в реестр субъектов туристической деятельности, который ведет Департамент по туризму. Информация размещена в открытом доступе на сайте Минспорта.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter