Минск
+2 oC
USD: 2.58
EUR: 2.79

Путешествуем с комфортом? Не всегда...

Сегодня придорожный сервис становится одним из приоритетных направлений экономики: в стране принята государственная программа “Дороги Беларуси”, рассчитанная на 2006—2015 годы. Сделано в этом направлении немало, а еще больше предстоит. Как говорят бывалые люди, удобств в пути много не бывает...

Работают частные инвестиции
По трассе международного значения М3 (Минск—Витебск), а это почти 300 километров, ежедневно проезжает более трех тысяч автомобилей. За рулем немало и дальнобойщиков, тех, кому отдых нужен как воздух: в кабине приходится проводить целые сутки. Не так уж редки случаи, когда причиной аварий становилась усталость водителей. Недаром с 2010 года каждый автомобиль, отправляющийся в длительные рейсы, должен быть укомплектован специальным датчиком, отслеживающим состояние водителя, время отдыха и т.д.
Придорожный сервис нужен и семьям, путешествующим с детьми. Да и опытные туристы куда охотнее выбирают маршрут, изобилующий комфортными “привалами”. В Западной Европе, к примеру, на каждые 20 километров приходится пункт придорожного сервиса — заправка, кафе, кемпинг, гостиница или мотель.
А как у нас?
Практически на всем 300-километровом пути из Минска в Витебск за последние годы самые существенные изменения произошли на территории Лепельского района. Причем когда за дело взялись частные инвесторы при организационной поддержке местной власти и материальной — в виде банковских кредитов и других преференций — государства.
Неподалеку от Лепеля первой появилась гостиница “У Матеши”. Ее хозяин, предприниматель Юрий Матеша, некоторое время был своего рода монополистом в этой сфере. К услугам проезжающих уютные номера, неплохая кухня, станция технического обслуживания, баня... Теперь на подворье есть даже страусы — и как способ привлечь клиентов, и как возможность разнообразить кухню. Ведь одного страусиного яйца, говорят, хватает на четырнадцать омлетов!
Еще одной причиной разнообразия стала и реальная конкуренция: сегодня это не одно сервисное предприятие на трассе.
Два года назад на 146-м километре открылся “Гостиный двор”, целый комплекс придорожного сервиса частного предпринимателя Павла Федьковича. Пока это самое солидное заведение на всем пути от столицы до областного центра. Здесь и уютная гостиница, мини-кафе и ресторан, банкетный зал, стоянка для машин любых габаритов... Строятся сауна и бассейн, работают спортивный и биллиардный залы. Будет тут и своя резиденция Деда Мороза: для нее уже выбрано место на берегу Эссы. Благоустраивается территория и наводится красота.
Это своего рода палочка-выручалочка и для Лепеля, где уже несколько лет гостиница закрыта. Когда на соревнования прибыли юные спортсмены со всей страны, их запросто разместили в “Гостином дворе”, оборудовав в номерах удобные двухъярусные кровати — мебель тут собственного производства.
Визитную карточку комплекса — мастерски сделанные огромные ложки и вилки художника Виктора Трибо — уже неоднократно пытались растащить на сувениры. Спрятать такую вилку практически невозможно, и милиция очень быстро находит пропажу... А Павел Викторович вынашивает планы открытия лавки сувениров, которые своей оригинальностью и неповторимостью тоже могли бы заинтересовать проезжающих. И вообще уверен, что разумно организованный придорожный сервис может оказать существенное влияние на развитие туризма.
Едем дальше
А дальше за Лепелем практически до самого Витебска путник может передохнуть разве что на опушке леса — они часто оборудованы беседками. Это работники лесничеств и дорожники заботятся о проезжающих. Перекусывать будете “ссобойкой” — других предприятий придорожного сервиса на этом участке практически нет. Прямо на трассе — только одна заправка, в Бочейкове. Не изобилует объектами придорожного сервиса и дорога на Полоцк. Ну а про трассу на Оршу я вообще молчу: почти 130 километров голой обочины.
Казалось бы, лепельчанам тревожиться не о чем: по развитию придорожного сервиса они впереди чуть ли не всей области. На автомобильных дорогах, проходящих через район, кроме дорог местного значения, размещены три заправочные станции, две станции технического обслуживания автомобилей, мойка, несколько площадок для отдыха со стоянками для автомобилей, около 20 пунктов питания и торговли, две гостиницы и шесть устройств связи для вызова аварийных служб... Объем оказания услуг с каждым годом возрастает.
Это выгодно и людям, и хозяевам. Вот простые примеры: по дороге на Полоцк расположен поселок льнозавода. Товарооборот местного магазина райпо ранее не превышал 14 миллионов рублей в месяц. Сегодня торговый павильон, открытый на трассе, обеспечивает товарооборот в 35 миллионов рублей. Зимой в деревне Черноручье магазин “Березка”, расположенный тоже на трассе, продает товаров на пять миллионов рублей в месяц. В сезон, когда тут открывается летнее кафе, выручка достигает 40 миллионов и более.
Однако в райисполкоме сделали серьезный анализ и пришли к выводу, что работы еще предстоит немало. Основные предприятия расположены вблизи райцентра, а объекты сервиса сконцентрированы на международных и республиканских дорогах. Никто не торопится устраивать удобства для проезжающих на дорогах на Ушачи, Уллу, Мядель и даже Оршу...
Между прочим, райисполком действовал не только исходя из экономических интересов региона. При изучении проблемы провели анкетирование и спросили у самих участников движения: удовлетворяют ли их услуги придорожного сервиса. Наиболее положительно отозвались респонденты о работе заправочных станций и пунктов питания, а большинство осталось недовольно пунктами технического обслуживания, мойки и стоянками. Каждый пятый из опрошенных подчеркивал: на трассе М3 мало пунктов обмены валюты, недостаточно объектов придорожного сервиса, а возле пунктов питания необходимо сделать стоянки для автомобилей, чтобы машины на обочине не мешали другим участникам дорожного движения. Отмечалось также, что на дорогах мало рекламы и иногда водители просто не знают, где можно остановиться на отдых. Говорилось и о необходимости повышать культуру и качество обслуживания.
Мальчики — налево, девочки — направо
Кому не знакома эта ситуация?! И хотя на трассах в местах стоянок появляются общественные туалеты, в большинстве случаев проезжающие предпочитают бегать по кустикам. Даже на автостанциях — в Бегомле, Лепеле, Бешенковичах и т.д. “маленькие домики” оставляют просто ужасное впечатление. Исключение — заправочная станция в Бочейкове. Вот пример настоящей, а не показной заботы о людях. Туалет тут всегда чистенько выбелен, вымыт, в обоих отделениях — “М” и “Ж” — установлены умывальники, баллончики с жидким мылом, есть разовые салфетки для рук и даже зеркала. Выходит, даже простое заведение типа “сортир” можно сделать вполне цивилизованным!
Хотя, конечно, куда приятнее было бы зайти в теплое помещение, особенно зимой, с канализацией и водопроводом.
Ветеран труда лепельчанка Т.В.Климанович даже как- то прилюдно подняла эту деликатную тему.
— Если бы кто-нибудь из высокого начальства зашел в туалет на любой автостанции, наверное, руководители назавтра уже были бы безработными, — с присущим ей юмором говорила Таисия Владимировна. — Хотя на всех автостанциях есть кафе. Значит, проложен водопровод и канализация, иначе санитарные службы не санкционировали бы их открытие. Так почему нельзя сделать нормальный цивилизованный туалет? Пользоваться им можно за определенную плату, зато всегда рассчитывать на чистоту и порядок.
Народ хоть и смеялся, но одобрительно аплодировал: решение деликатной этой проблемы явно отстает от жизни, и люди не хотят с этим мириться...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...