Внутренний туризм – тренд, за которым будущее? Узнали мнение лучших туристов Беларуси - 2017

Путешествия.BY

Восстановление местных достопримечательностей — важное условие для развития внутреннего туризма
В прошлом году о Юлии и Владимире Саприковых из Городка узнали многие. За год они с шестью детьми побывали в 250 знаковых местах нашей страны. На память остались не только впечатления и фотоснимки, но и официальная награда как лучшим туристам в национальном конкурсе «Познай Беларусь». Останавливаться семья на этом не собирается: впереди — новые маршруты.



Однажды Юля и Владимир решили, что им под силу воспитать не только родную дочку Аню. Так супруги стали родителями-воспитателями. В 2016-м Саприковы и их заметно приросшая семья справили новоселье. Переехали в уютный детский дом семейного типа. К каждому ребенку у пары — индивидуальный подход. Помогают терпение, юмор, знания (по образованию Юлия — психолог. — Авт.) и саморазвитие, признается хозяйка дома:

— Наши дети — наша гордость! У каждого ребенка свой характер, свое «я». Важно сберечь эту индивидуальность, забыв про принцип «одной гребенки». Наши мальчишки и девчонки много читают, рисуют, занимаются керамикой, играют на музыкальных инструментах и в шахматы. 

Кстати, именно серьезное увлечение Ани «игрой королей» положило начало семейному туристическому хобби. Сопровождая ее на турниры, Саприковы посетили самые разные уголки Беларуси — от крупных областных городов до небольших местечек, где тоже есть на что посмотреть. Храмы, пивоварни, монументы, усадьбы, часовни — даже не ожидали, что наша страна настолько завораживает, довольна Юлия:

— За месяц наматывали по три тысячи километров. Могу ли я сказать, что больше всего восхитило детей? Дело в том, что их внутренний фильтр устроен иначе. Они коллекционируют не места — эмоции. Например, в их памяти навсегда останутся наши поиски дороги к самому большому валуну в Беларуси, что в Шумилинском районе, встреча с необычной по форме «Борисов-Ареной».

Семейный микроавтобус для Саприковых — мечта. Пока путешествуют на двух личных легковых авто. Мобильность — огромный плюс, уверены супруги, которые пробовали ездить в экскурсии на туристическом автобусе, но не слишком-то впечатлились. Дружной команде удобнее на своих колесах. В Беларуси много интересных, наполненных историей мест. В том числе есть достопримечательности, которые остро нуждаются в поддержке со стороны государства, представителей различных конфессий и волонтеров. Для примера — небольшая деревушка Белая церковь в Чашникском районе, вспоминает Юля:

— Это шикарное место, где недавно стали проводить международный фестиваль SPRAVA, заслуживает восстановления. А сколько романтики, особого шарма в самом маленьком городке страны — Дисне. Здесь мы обратили внимание на старое здание больницы, а еще покатались на пароме. 

Собеседница говорит, что и она, и муж с детьми в плане сервиса совсем не прихотливые. Перекусить могут на заправках, а в поездках чаще останавливаются у друзей, знакомых, а еще подыскивают съемное жилье по интернету. Выходит гораздо выгоднее, чем в гостинице. Зато городокчане обращают внимание на то, в каком состоянии находятся достопримечательности. Западные и центральные регионы выглядят более ухоженными, живыми, считает Юля:

— А ведь любая историческая «заброшка» при должном внимании может стать туристическим бриллиантом. 

Интересно, что ребята не только делали селфи на фоне исторических мест, но и проводили там пленэры. На бумагу попали Софийский собор в Полоцке, Фарный костел и водонапорные башни «Кася» и «Бася» в Гродно, Могилевский драмтеатр, «алмаз знаний» в Минске… От национальной библиотеки и взрослые, и юные члены семьи в восторге. Особенно от видов со смотровой площадки на высоте с двадцатиэтажный дом, откровенничает собеседница:

— Дух захватывает! Такая экскурсия не оставит равнодушным. 

Внутренний туризм — тренд во многих странах. Тех, кто отложит «берег турецкий» в пользу наших родных пенатов, ждет белорусское море впечатлений, уверена Юлия Саприкова:

— До наших путешествий мы тоже не знали, сколько у нас эксклюзива. Не помешает и активнее популяризировать домашний отдых. К примеру, почему бы не ввести факультатив в школе, где будет рассказываться о наших достопримечательностях? 


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Родина популярного нынче промышленного туризма — Америка. Еще в 1866-м двери своего предприятия для посетителей впервые открыл производитель одноименного виски Джек Дэниэл. В Европе экскурсии на крупные заводы тоже очень востребованы. Для Беларуси направление относительно новое, но адреса опыта уже есть. К примеру, в Витебской области промышленный туризм развивают Верхнедвинский маслосырзавод и «Полоцкие напитки и концентраты». 
Без звездной болезни

Алексей Шаметько, заведующий сектором спорта и туризма Толочинского райисполкома:

— Наш сектор создали менее года назад. Поэтому мы находимся на самом старте интересных туристических проектов. Задумок немало. Разрабатывая любое направление, считаю, сперва нужно четко определиться с тем, какого туриста, путешественника мы хотим привлечь. На Толочинщине было бы проблематично развивать водный туризм, учитывая, что водоемы у нас можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато наши сильные стороны — культурные достопримечательности, развитая спортивная инфраструктура и, конечно, выгодная география. У города завораживающие краевиды и особая энергетика, которую подпитывают жемчужины-храмы: Свято-Покровская церковь и костел Святого Антония Падуанского. Архитектурная гордость, украшение Толочина — Свято-Покровский женский монастырь, который сегодня вырастает в комплекс, способный привлечь паломников со всего мира. В районе немало зданий конца XIX—XX века и старше, а Друцкое городище — уникальный памятник археологии, единственное место в Беларуси, где сохранились все части средневекового поселения. Со временем хотелось бы привести городище «в чувство», ведь его туристический потенциал действительно высок. Есть он и у нашей лыжероллерной трассы в Загородье, на которую и зимой и летом приезжают покататься отдыхающие не только из соседних районов, столицы, но и из России. 

Делаем ставку и на развитие внутреннего туризма. Сотрудничаем с соседними районами, к примеру, намерены организовать для школьников из Сенненщины экскурсии по нашим брендовым местам. Чтобы воплотить планы в жизнь, нужна существенная поддержка государства. И, естественно, серьезная реклама, на которую тоже необходимы средства. 

Вкус поездок

Лариса Петровская, директор туристической фирмы:

— Въездной и внутренний туризм — наша специализация. Уже 27 лет мы по-новому открываем Беларусь для ее жителей и гостей. За эти годы изучили, полюбили и готовы представить каждую изюминку регионов. Хорошо знаем и пока еще болевые точки отрасли, которая, нельзя не признать, с каждым годом развивается, делая наш край еще привлекательнее.

Один из «китов» туризма — развитая инфраструктура. Транспортное сообщение между нашими крупными городами на уровне. Вместе с тем не хватает качественных и не слишком дорогих гостиниц туркласса. Сталкиваемся либо с люксовым сервисом и соответствующими ценами, либо с совсем уж низкой категорией мест для проживания. Нужна золотая середина — что-то комфортное и одновременно доступное. Еще очень хочется знакомить путешественников с аутентичной белорусской кухней. Причем с акцентом, что это не только драники, а еще верещака, кулага, налистники и многие другие вкусности с колоритом. Гастрономические туры — веяние, которое только набирает обороты. Думаю, «попробовать» Беларусь на вкус любопытно и иностранцам, и нашим соотечественникам. 

Придорожный сервис — без особых нареканий. Разве что с пожеланием: чтобы при планировке стоянок учитывали интересы не только индивидуальных путешественников, но и тургрупп. Это позволит избежать элементарных бытовых сложностей. Самим туроператором тоже важно развиваться, искать новые, актуальные подходы. К примеру, три года назад мы создали туристско-информационный центр, который занимается популяризацией Беларуси и разработкой необычных авторских проектов. Один из них — «Азбука путешествий», сориентированный на школьников всех возрастов. Познавать родной край они начинают с азов — достопримечательностей малой родины, а позже выходят на областной и республиканский уровень. Интересно, что ребята обожают производственный туризм. Направление не просто дань моде, а востребованный турпродукт — с пользой для проф­ориентации.

Naumova@sb.by 

Фото из личного архива героев материала.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter