Путешествие во времени

Казахстанская столица может гордиться своими высотками

Казахстанская столица может гордиться своими высотками

Мы попали в Астану как раз в те дни, когда утихли бураны, над городом настойчиво обосновалось яркое солнце, а дневной мороз едва выходил за рамки -15 — -17 °C. «Это уже весна», — вздохнули с облегчением жители казахстанской столицы. И все-таки город еще во власти суровой зимы… И он необыкновенно хорош: чистейший белый снег, в котором синевой отражается насыщенный цвет неба, и современные, почти космического вида здания, устремляющиеся ввысь бирюзой стекол и придающие целостность этой картине.

Зимой между Минском и Астаной нет прямого авиационного сообщения, поэтому в казахстанскую столицу мы попадаем из московской полночи. Три с небольшим часа полета – и сразу в утренний, пробуждающийся ото сна город. Разница во времени у Астаны с Москвой – 3 часа, с Минском соответственно — все 4. Несмотря на почти потерянную ночь, спать не хочется. Утренняя столица бодрит хрустяще-морозными -22 °C и радует покрытыми инеем, почти сказочными в предрассветных сумерках деревьями. На пути из аэропорта в гостиницу пытаюсь понять, чего не хватает моему взгляду в городском пейзаже. Потом догадываюсь: по обочинам дорог и тротуаров нет привычных завалов слежавшегося снега. «Это же степь, может, его просто ветром сдувает», — осторожно предполагает коллега. На всякий случай все же уточняю у водителя… «Снега у нас много бывает, но его постоянно убирают», — поясняет житель Астаны. В правоте его слов убеждаюсь постоянно, наблюдая за работой снегоуборочных машин самых разных модификаций. И даже в номере гостиницы, пытаясь несколькими часами послеобеденного сна возместить потерянную при перелете ночь, слышу прямо под окнами настойчивый стук огромных лопат. Снежный покров улиц Астаны вызывает у меня устойчивые ассоциации со стрижкой под 0,5, когда присутствие волос лаконично обозначено точным движением руки мастера. Пешеходные дорожки, кстати, посыпают не песком, а такой же кристально белой, как и сам снег, смесью. Можно ли поскользнуться? Легко! Удивительно, но большинство жительниц Астаны в этих условиях предпочитают передвигаться по городу на достаточно высоких каблуках-шпильках.

Люди и машины

Впрочем, на самом деле прохожих здесь не так много. Огромные расстояния и крепкие морозы, похоже, не располагают к длительным пешим прогулкам. Основные «обитатели» столичных улиц – автомобили, причем большинство из них под стать внешнему облику города. Чистые, сияющие морозным инеем, надежные и устойчивые. По данным последней переписи, в Астане проживает около 700 тысяч человек. Говорят, что машин гораздо больше. Объяснение простое: у многих жителей по 2—3 «железных коня». Зачем? «Здесь живут богатые люди», — объясняет один из наших случайных попутчиков. К слову, он рассказывает детали недавнего визита в Астану делегации из США. Американцы, восхищаясь городом, наперебой спрашивали у своих сопровождающих: «Здесь что, живет много фермеров?» А подоплека их вопроса, непонятного на первый взгляд, вполне очевидна: там, за океа-ном, именно фермеры являются основными покупателями джипов. Но в казахстанской столице это правило не действует, а внушительного вида внедорожников действительно много. Кстати, по заверениям местных жителей, кризис несколько подкорректировал их вкусы: столь популярные ранее «ягуары» и «майбахи» считаются уже проявлением дурного тона.

Сверху видно все

Но в целом видно, что в Астане живут люди не бедные, одеваются хорошо и, самое главное, со вкусом, радуются новым просторным жилищам, гордятся великолепием своего города. «Мои родители живут далеко отсюда. И каждый раз, навещая их, скучаю по Астане, а когда возвращаюсь – сразу настроение поднимается», — рассказывает наша сопровождающая Гаухар. Действительно, здесь проникаешься особым духом новой столицы. Вся ее архитектурная эстетика, по сути, направлена на то, чтобы подчеркнуть: Астана – символ возрождения страны, инновационных идей, творческих устремлений и блестящих перспектив. И от осознания того, что международная презентация новой столицы Казахстана состоялась совсем недавно, летом 1998 года, просто захватывает дух. Всего за какой-то десяток с небольшим лет на месте целинной степи на левом берегу реки Ишим вырос современный мегаполис, который своей высокотехнологичностью может посоперничать с лучшими городами мира. И каждое здание здесь настолько уникально и неповторимо, что наверняка станет предметом глубоких исследований, которые вскоре соберутся в огромные тома научной литературы. Нам же, обыкновенным гостям казахстанской столицы, остается только любоваться этими великолепными видами. Лучше всего – со смотровой площадки знаменитого монумента «Байтерек», главного символа Астаны. Сам город со стометровой высоты кажется небольшим макетом, демонстрирующим со всей очевидностью безупречную композиционную планировку мегаполиса. Чего пока не хватает местным жителям, так это разнообразия мест для отдыха и проведения досуга. Одно из них, торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», открылось только в прошлом году. Удивительно, но внешне это сооружение, напоминающее прозрачный шатер, вовсе не кажется гигантским. Но внутри понимаешь, что первое впечатление обманчиво. Здесь и огромное количество просторных бутиков, магазины, кафе и рестораны, аттракционы и спортивные залы… И даже аквапарк с искусственным пляжем и бассейны с эффектом волн.

Счастливый билет

Надо отметить, что семейные пары с маленькими детьми встречаются в Астане почти на каждом шагу. По некоторым данным, средний возраст ее жителей – немногим более 30 лет. Говорят, что молодые казахстанцы весьма образованны. Многие из них говорят на трех языках – русском, казахском и английском. И это благодаря качеству обучения в средней школе. Некоторые доводят иностранный язык до совершенства, отправляясь учиться за границу по программе «Болашак». Ежегодно от пятиста до тысячи молодых людей получают финансовую поддержку государства и счастливый билет в одно из престижных учебных заведений мира. На сегодняшний день обладателями их дипломов стали более 3,3 тысячи казахстанских студентов. Их с особым трепетом и даже нежностью называют здесь «болашаковцами», они надежда и цвет страны, ее будущее. С этого года первокурсников примет и отстроенный в Астане «Назарбаев Университет». Это еще один из грандиозных проектов главы государства. Но в ближайшие годы, судя по всему, программа «Болашак» не потеряет своей актуальности: растущая экономика Казахстана испытывает острый дефицит квалифицированных кадров.

Гостинцы в дорогу

В качестве эпилога – некоторые наблюдения на тему покупок. Да, в торговых центрах Астаны представлены многие известные западные бренды, причем распродажи здесь в большей степени отвечают своему названию. Но с товарами местного производства несколько сложнее… Особой гордостью я прониклась, задавая местным жителям простой вопрос: «А что интересного можно купить в ваших магазинах?» И несколько раз услышала в ответ примерно следующее: «Так вы же из Беларуси! Мы, наоборот, к вам ездим за покупками». Однако замечу справедливости ради, что перед отъездом несколько стоящих гостинцев мне все же удалось приобрести. Спасибо за все, Астана!

--------------------------------------

На снимке: еще совсем недавно на этом метсе была незастроенная целинная степь.

Фото: Татьяна КОЗЛОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter