Путешествие условных единиц

Куда уходят деньги?
Куда уходят деньги?

В какие города и страны? Где предпочитают отдыхать белорусы? Частичный ответ на этот вопрос предоставляют данные Министерства статистики и анализа. За прошлый год, воспользовавшись услугами туроператоров, за рубежом (не считая стран СНГ) отдохнули 268.043 наших гражданина. Любопытно, что в рейтинг–листе наиболее популярных мест отдыха с большим отрывом лидирует Польша. Вроде бы тамошние курорты не так известны, как турецкие или литовские. Однако статистика включает не только летние путешествия к морю, но и рождественские каникулы, экскурсионные туры и прочие организованные поездки, которые чаще всего совершаются именно в Республику Польша. В Минстате отмечают, что реальное количество отдыхающих за границей значительно больше, чем в публикуемых данных, ведь не секрет, что многие наши сограждане добираются до заветных мест «дикарями». Сколько таких энтузиастов — посчитать крайне сложно.

Во сколько обходится отдых за границей? Начальник управления информации Национального банка Анатолий Дроздов говорит, что туристические поездки представляют собой весомую статью валютных расходов, которая имеет тенденцию увеличиваться. По данным Нацбанка, в прошлом году «личные» поездки обошлись белорусам в 353,1 миллиона долларов. Больше всего денег «осталось» в Украине (115,4 миллиона), в Польше (70,2 миллиона), России (43 миллиона), Германии и Турции (19 и 16,4 соответственно).

Владимир Маковский, директор крупной белорусской туристической компании, говорит, что сегодня белорусы стали выезжать намного активнее, чем 2 — 3 года назад. Это связано не только с ростом доходов, но и с изменением культуры отдыха. «Отдыхать на дачных грядках уже не в моде. Сегодня люди планируют свой отпуск заранее и, как правило, думают о море. Благо расценки туроператоров позволяют неплохо провести отпуск гражданам не только с высоким, но и со средним достатком. Туры в Румынию сегодня стоят от 180 долларов. Сравнительно недорого обходятся поездки в Крым, Болгарию, Турцию. Кстати, все чартерные туристические программы на июль уже раскуплены. Мест, как говорится, нет. И это объясняется высоким спросом на турпродукцию», — полагает Владимир Маковский.

Есть спрос — есть и предложение. Главный специалист управления туризма Министерства спорта и туризма Алеся Пацкевич рассказала мне, что на 12 июня текущего года в Беларуси лицензии туроператоров имели 460 компаний. «Впрочем, в начале года игроков на рынке было чуть больше. Этот сегмент экономики достаточно текучий, кто–то не продлевает лицензию, выходит из бизнеса, кто–то, наоборот, входит», — поясняет специалист.

По словам Владимира Маковского, конкуренция на рынке очень жесткая. Если пару лет назад компании могли устанавливать наценку на свои услуги до 100 долларов, то сегодня борьба за потребителя снизила этот показатель до 30. Рентабельность реализованной турпродукции в среднем составляет чуть более 3 процентов. «Спектр предложений очень большой, людям есть что выбрать. Крупные турфирмы делают прибыль именно за счет обширного «меню», в котором есть и стандартные, и экзотические блюда. Малые выживают на рынке благодаря тому, что аренда и содержание штата обходится им значительно дешевле», — отмечает Владимир Маковский.

Внутренние резервы

«Что ж поделаешь, в Беларуси моря нет и гор с целебным воздухом тоже», — отвечает на мой вопрос о перспективах развития внутреннего и въездного туризма заместитель начальника соответствующего управления Минспорта и туризма Игорь Лях. — И то, что количество «выездных» отдыхающих более чем в 17 раз превышает количество тех, кто предпочитает отдыхать в Беларуси, — это во многом объективный процесс. Мы все же не Испания и не Турция». Кроме того, по мнению специалистов, на протяжении многих лет в стране не уделялось должного внимания развитию туристической инфраструктуры. А ведь в нее нужно вложить большие деньги, которые могут окупиться не раньше, чем через 5 — 10, а может, и 15 лет. Поэтому ожидать быстрого и гигантского скачка в развитии внутреннего туризма трудно.

Определенным импульсом для развития отрасли должен стать принятый недавно указ Президента, направленный на поддержку турбизнеса. В документе, в частности, прописан перечень объектов, вводимых в эксплуатацию с 2006 года, «в которых организации на три года освобождаются от уплаты налога на прибыль за оказываемые гостиничные услуги». Высвобождаемые средства должны использоваться на финансирование строительства, реконструкцию туристских объектов, благоустройство прилегающих территорий, а также на погашение банковских кредитов, использованных на эти цели.

В управлении туризма также отмечают, что вывод санаторно–курортных учреждений из–под крыла государства должен положительно сказаться на развитии отрасли. «Сегодня здесь идет борьба за выживание в новых, уже коммерческих условиях, — говорит Игорь Лях. — Недавно проводилась сертификация учреждений, любопытно, что благополучно ее прошли только 82 санатория, более 100 оказались ниже необходимого уровня». Государственные дотации больше не текут щедрой рекой в эти заведения, а значит, нужно самостоятельно бороться за клиентов, предлагать качество, классный сервис, и все — по приемлемым ценам...

О развитии внутреннего туризма можно говорить долго. Это тема, требующая отдельного и детального освещения. В одном из следующих выпусков рубрики мы обязательно вернемся к ней.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter