Путешествие на машине времени

Собкор «СБ» побывал в гостях у... отшельников
Собкор «СБ» побывал в гостях у... отшельников

О том, что в деревне Боровая Краснопольского района живут некие отшельники, впервые услышал ранней весной. И сразу загорелся съездить туда. Но мой пыл быстро остудили — по весенней распутице проехать к деревне было невозможно даже на самом мощном вездеходе. Поэтому командировку пришлось на время отложить.

Но и сейчас — после месячной засухи — добраться до Боровой, расположенной в 30 километрах от райцентра Могилевщины, на границе с Гомельской областью и буквально в двух шагах от российской границы, на самом деле не так просто, как казалось на первый взгляд. Через деревню Выдренка и дальше через лес местные жители нам (мне и председателю районного Совета депутатов Федору Гончарову) ехать не рекомендовали — дорога может быть завалена упавшими деревьями. Пришлось давать крюк через Гомельскую область. Чуть не доезжая до деревни Полесье Чечерского района, сворачиваем на проселочную дорогу в чащобу. Такое ощущение, будто попали в царство Берендея. Ветви деревьев, сплетаясь где–то под небом, образуют огромный шатер, почти не пропускающий солнечного света. А корни, торчащие из земли и перегораживающие дорогу, напоминают руки неведомого лесного чудища, хватающего колеса нашей «Нивы» и не дающего двигаться вперед. Да еще жужжащие «охранники», залетающие в окна автомобиля, — слепни размером со спичечный коробок. Весьма неприятное ощущение, доложу вам, ехать с такими «попутчиками» — периодически вздрагиваешь в ожидании укуса в спину. Но вот наконец деревья расходятся в стороны, и появляется деревня. Или, скорее, хутор среди лесной чащи. Выходим из машины, оглядываемся и понимаем: наш внедорожник стал своеобразной машиной времени. Такое ощущение, что попали в век этак XIX. Или, в крайнем случае, в начало XX...

Живут в Боровой всего четыре человека: три сестры и брат Затурановы, давно достигшие пенсионного возраста. Отшельниками в прямом смысле этого слова назвать их, наверное, все–таки нельзя — от мира они не прячутся, да и сами пусть и изредка, но в других деревнях бывают. Но этим связь с «большой землей» у них и ограничивается. Затурановы уже давным–давно отказались от паспортов и пенсий. Как говорит старшая из сестер Мария Михайловна, так им завещала еще их бабушка: мол, «не от Бога это...»

О каких–то благах цивилизации в деревне напоминает разве что электрический фонарик в доме средней сестры Нины Михайловны. В остальном же уклад жизни здесь такой, как и 100 — 200 лет назад. Было когда–то в Боровой электричество. Да «кончилось» в тот момент, когда любители легкой наживы украли провода с ЛЭП. Тянуть сюда новую линию нет смысла — скоро деревня исчезнет вообще. Да и как по документам оформить благоустройство населенного пункта, находящегося в зоне обязательного отселения?

Жизнь боровчан можно условно поделить на две части. Они работают по хозяйству и молятся. Обращаться к Богу их приучили сызмальства — семья всю жизнь была крайне религиозная, из–за чего немало страдала. Баба Маша вспоминает: в советские времена накануне выборов к ним приходил участковый и пытался заставить взрослых прийти голосовать. Но родители отказывались напрочь. Тогда маму судили за «антисоветскую деятельность». Из двух лет заключения, определенных судом, за решеткой женщине довелось провести четверть срока — потом отпустили. А в 1963 году семью попытались обвинить в создании секты. Тогда в доме был обыск, во время которого забрали больше 20 религиозных книг, часть из них рукописных. Мария Михайловна показала мне уже потершийся на сгибах протокол обыска. Этот документ бабуля хранит в наивной надежде, что семейные реликвии когда–нибудь, да удастся вернуть.

По рассказам сестер, Бог им здорово помогает. Однажды, мол, ехали к ним бандиты отбирать старинные иконы. Да так и не смогли добраться до деревни — заплутали в лесу. А еще бывало, односельчанин (уже давно покинувший Боровую), невзлюбивший Затурановых, поджигал им сараи. Стоило только обойти с иконой вокруг пожара, как огонь начинал гаснуть.

Еще в конце 70–х приезжал в деревню какой–то старец. Обошел дома, посмотрел вокруг и неожиданно сказал: «Будут выселять вас отсюда — не уезжайте. Даже если дома разрушат, сядьте на завалинку и сидите — никуда не двигайтесь. Вы в раю живете». К чему было то предсказание, Затурановы поняли только спустя годы — после Чернобыля. Их деревню, оказавшуюся в зоне высокого радиоактивного загрязнения (и сейчас в Боровой свыше 30 кюри на квадратный километр), тогда пытались похоронить. Но не дали люди разрушить свои дома. Живут — и о радиации не думают.

Нина Михайловна как–то попыталась уехать от родного очага — сын купил ей дом в деревне Полесье, где живет сам. Но выдержала недолго.

— Суета там, гам, людей слишком много, — делится впечатлениями женщина. — Поэтому прожила на новом месте несколько дней и уехала обратно. Здесь — благодать. Поработаешь, помолишься — вот день и прошел...

Бабули ежедневно заняты по городским меркам адским трудом. Надо и коров накормить, и траву покосить, и огромные огороды (у каждой соток по двадцать — не меньше) в порядке содержать. И все у Затурановых получается. Хотя и ходят бабушки уже пригнувшись к земле. Тем не менее ни на что не жалуются. На вопрос: «Как жизнь?» — жизнерадостно отвечают: «Все замечательно». А еще говорят, очень любят свой хлеб печь — ну очень вкусный получается: не сравнить с тем, что изредка привозят им из магазина.

Средняя Нина поначалу так и не смогла ответить, кто в нашей стране главный.

— Я его только во сне видела, — говорит она. — Такой высокий человек, с широкими плечами. Очень хороший. И, что самое главное, к Богу близок.

С сестрами очень интересно общаться. Пусть они и не знают современных технологических новинок, облегчающих жизнь, зато чисты душой. Временами наивны, как дети. Зато врать не могут и широко открытыми, ясными глазами смотрят на мир.

— Знаете, отчего все беды в мире? — спрашивает бабушка Маша. И сама же отвечает. — От зависти. Не надо человеку пытаться обмануть судьбу. Если ему дано быть бедным, то пусть живет и радуется пению птиц, капле росы на травинке. Но нет — в погоне за деньгами готов и чужие жизни погубить, и свою душу. Нехорошо это.

В принципе, может, это и избитые сентенции. Но слыша их из уст по–настоящему светлых людей, будто напитываешься вековой мудростью, которую не смогли испортить прогресс и сопутствующая ему суета.

И еще одно наблюдение: часы, проведенные в деревне, пролетели как одна минута. Может, потому, что местные жители не хотели решить с нашей помощью какие–то свои проблемы. Наоборот, готовы были от чистого сердца поделиться с нами всем — и мыслями, и нехитрыми запасами. Оказалось, не в привычке Затурановых отпускать гостей (пусть и незваных) с пустыми руками. Вот и нагрузила нас Нина Михайловна банками с вареньями, соленьями и грибами. А чуть только услышала о любви нашего водителя к семечкам, так пошла в дом и вынесла полмешка.

Правда, и мы в долгу не остались. Глава районной законодательной власти Федор Гончаров пообещал помочь Нине Затурановой с шифером — а то дранка на ее избе местами сгнила, и крыша порой течет.

Когда мы уезжали из деревни, было такое ощущение, будто покидаем некий оазис. Хотелось остаться, чтобы в тиши подумать о правильности нашей жизни. Похоже, это настроение уловил пес Нины Михайловны. Пока мы не выехали из Боровой, собака забегала перед машиной и стояла, словно пыталась остановить автомобиль...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter