Премьера «Чакана гучна i да болю блiзка» Купаловского театра прорабатывает детские травмы героев

Путешествие к тетушке

На Камерной сцене театра им. Я. Купалы прошли премьерные показы спектакля с витиеватым названием «Чакана гучна i да болю блiзка» по пьесе канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай» в постановке молодого белорусского режиссера, выпускника ­ГИТИСа Даниила Филипповича. Название можно рассматривать как своеобразный оммаж роману Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко», посвященному событиям 11 сентября в Нью-Йорке.


Главный герой спектакля Кэмп в исполнении молодого актера Сергея Бирульчика переживает свою маленькую локальную катастрофу. Приезжает к тетке Грейс (Тамара Миронова) в слабой надежде на то, что тетка окочурится и в скором времени он получит наследство. Тетка же, несмотря на то что придерживается в основном постельного режима и большую часть спектакля проводит в горизонтальном положении, на все выпады и уколы Кэмпа отвечает то грустным мычанием, то бодрым рычанием, то дружеским ржанием. Актриса Тамара Миронова, хотя у нее практически нет слов, умеет создать характер невербальными средствами и в предложенном образе просто купается. В ее игре силен подтекст и простая человеческая нота сердечности и соучастия. Нет никакого сомнения, что она переживает за все душевные метания и экзистенциальные терзания своего племянника. Не сказать, что Кэмп уж совсем урод, но определенная доля инфантильности ему, конечно, свойственна. В этом отношении он, к сожалению, представляет собирательный образ сегодняшних 25—30-летних. Присутствует в спектакле и супруга Кэмпа. Молодая актриса Татьяна Гулевич одарит нас потрясающей хореографической сценой (хореограф премьеры — Вадим Дубовик). Молчаливой свидетельницей выступает женщина за окном в исполнении народной артистки Беларуси Зинаиды Зубковой. Ее присутствие добавляет спектаклю таинственности и светлой печали. Кажется, что героиня Зинаиды Петровны вот-вот вмешается в происходящее, но у нее в этой истории совсем другая функция. Зубкова здесь то пресловутое чеховское ружье на стене, которое в финале выстреливает и бьет в десятку.

Отдельного упоминания заслуживает интересная сценография молодого художника Александра Каменца. Помня все предыдущие спектакли Камерной сцены, выскажем скромное предположение, что это самая изобретательная декорация. Герои по сюжету тщетно пытаются преодолеть барьеры и вступить в диалог, вот и в художественном решении главенствующим тоже оказывается мотив препятствия, закрытости.
Одним из действующих лиц спектакля является живая рыбка в аквариуме.
Сергей Бирульчик в руках режиссера Филипповича на купаловской сцене и в компании матерых актрис Мироновой и Зубковой играет легко, свободно и раскованно. Актер безумно тратится, выдерживает длиннющие монологи. Он не может скрыться ни от глаз зрителей, ни от видеокамеры, которая вроде бы сама управляет, но она так же безжалостна к Кэмпу, как и к остальным героям, точно выхватывая его боль и страх. Моменты отчаяния в постановке органично сменяются черным юмором или мелодраматизмом. Тем не менее кажется, что этот путь зрители проходят с главным героем с интересом. В конце концов все сводится к вечным темам — раскаянию, вниманию к близким, восстановлению семейных уз.

Ближе к финалу этого щемящего и лихо закрученного спектакля по пьесе канадского драматурга мне почему-то вспомнились строки из песни Александра Городницкого:

Над Канадой небо сине,

Меж берез дожди косые…

Хоть похоже на Россию,

Только все же не Россия.

…Не спеши любовь оплакать,

Подожди меня обратно.

Кэмп наверняка во время своего путешествия к тетушке понял о себе что-то важное.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter