Путешествие из Беларуси в Белорусский

Почти три десятилетия назад осваивать российское Нечерноземье помогал весь Советский Союз.
Почти три десятилетия назад осваивать российское Нечерноземье помогал весь Советский Союз. В Пыталовском районе Псковской области белорусские специалисты построили целый поселок городского типа на 269 квартир с Домом культуры, административными помещениями, телефонной станцией, сберкассой, двухэтажным торговым центром, школой, детсадом и врачебным пунктом. "Такого размаха работ Пыталовский район еще не знал", - писала областная псковская газета. Все эти блага предназначались для животноводов совхоза "Белорусский".

"Князья" в... грязи

"И совхоз, и поселок Белорусский выросли практически в чистом поле, - вспоминает Михаил Богдашев, уроженец Краснопольского района, что на Могилевщине. - Это сейчас там в туфельках с комфортом пройти можно, а в далеком 1978-м и контора нашего ПМК-221, и столовая, располагавшиеся в деревне Тулино, без преувеличения утопали в грязи... На улицу выходили исключительно в рыбацких сапогах".

Нелегкие условия труда с лихвой компенсировались высокими зарплатами (до 1.000 рублей в месяц - для советских времен целое состояние!) и льготами, о которых на "большой земле" приходилось лишь мечтать. Через 2 года столяру-плотнику стройтреста N 17 выделили жилплощадь в Пыталово, а еще через некоторое время Богдашев получил двухкомнатную квартиру в родном Могилеве.

Приехав из Витебска в Пыталово, Михаила Николаевича я разыскал на улице Белорусской, которую тоже возвели посланцы нашей страны. Богдашев появлению земляка обрадовался: "Не так уж много здесь нашего брата осталось после распада СССР, - говорил он с сожалением. - Почему я не уехал? Больным родителям жены (она у меня местная) помогать надо было. А теперь в Могилеве дочка живет... На мой юбилей обещала внучку привезти".

Сам Михаил Николаевич в родных краях уже давно не бывал. Оставшись без работы, профессиональный строитель перебивается разовыми заработками по 300 - 400 рублей. Его жена, работающая поваром в детском саду, получает 1.200 рублей. Хорошо, что есть небольшой огород, сарай рядом с пятиэтажкой, где можно поросенка держать. Это и выручает.

Нам рано жить воспоминаниями?

Когда в мае 1985-го Галина Кутало приехала в поселок Белорусский из Климовичей, там как раз готовился к открытию Дом культуры. "Деревья вокруг сажали, цветы... Столько энтузиазма было, надежд! - вспоминает Галина Георгиевна. - Из полутора тысяч жителей поселка, наверное, треть - белорусы... Малышни столько, что мест в детском саду не хватало".

Уже здесь наша героиня познакомилась со своим будущим мужем Владимиром, уроженцем Брестской области, получила квартиру и устроилась бухгалтером в совхоз "Белорусский", где проработала до 1993 года.

В те времена совхоз-миллионер гремел на весь Союз, выставлялся на ВДНХ. Работали в нем около 500 человек, а тракторов и автомобилей было больше, чем во всем Пыталовском районе.

- Что же случилось с процветающим некогда хозяйством? - интересуюсь я у своей собеседницы.

- Думаю, то же, что и со всей страной, - отвечает Галина Георгиевна. - После перестройки люди стали выходить из совхоза, создавать фермерские хозяйства, забирая при этом свои земельные паи. Совхоз со временем превратился в товарищество с ограниченной ответственностью, затем объединился с другим хозяйством.

Теперь от "Белорусского" остались разве что памятная доска да указатель у дороги, что ведет к одноименному поселку. На его базе сейчас работает муниципальное предприятие "Зайково", где трудится 31 человек. Столь значительное сокращение штатов не вызовет удивления, если учесть, что средняя заработная плата в агропромышленном секторе Пыталовского района составляет всего 1.437 российских рублей (при прожиточном минимуме в 1.954!) Кто до минимума не дотягивает, оформляет государственные субсидии. Но в основном люди стремятся найти более высокооплачиваемую работу. Например, на совместном предприятии "Алеколес", на границе или на таможне. Зарплата 4 - 5 тысяч рублей в регионе считается достаточно высокой.

Что же касается Галины Кутало, то она сейчас трудится в жилищно-коммунальном хозяйстве Белорусского и многие проблемы поселка ей известны, как никому другому.

- Крыши текут, кирпичные стены домов крошатся, коммуникации, проложенные на глубине 5 - 7 метров, пришли в негодность... Все это необходимо ремонтировать и обновлять. Но ничего, не развалимся! Будем жить!

Лет десять назад в торговом центре обвалилась часть крыши. Говорят, фундамент не выдержал, но, слава Богу, обошлось без трагических последствий. Раньше здание принадлежало совхозу, а теперь его передали на баланс коммунальников. Теперь и его предстоит восстановить.

К своей многочисленной родне ездит Галина Георгиевна и в Брест, и в Климовичи, и в Минск. Очень нравится ей, как похорошела за последние годы белорусская столица.

- Но уезжать с Псковщины я не хочу, - говорит моя собеседница. - Приросла душой к этому краю. С ним связаны лучшие годы жизни. Раньше-то все мы жили в одной стране, а сейчас разделились границами неизвестно зачем...

Граница-разлучница

Кстати, границы, возникшие после распада Советского Союза, досаждают не только белорусским переселенцам, но и тем жителям Пыталовского района, у которых есть родственники в Латвии. Если раньше они могли запросто смотаться в Ригу, съездить пообедать в Виляку или даже сходить по рельсам за вкусными конфетами фабрики "Лайма" на ближайшую латышскую станцию, теперь об этом можно забыть.

Одно время в поселок Белорусский, который расположен в 5-километровой приграничной зоне, никого не пускали без соответствующих документов. Даже местных жителей из автобуса могли высадить! Благо я этих времен не застал, а то встреча еще с одним белорусом просто-напросто не состоялась бы.

Как наш каменщик стал российским фермером

Хутор Владимира Видуса и вовсе находится в трех километрах от российско-латвийской границы. Уроженец деревни Ситно Лиозненского района приехал на стройку в поселок Белорусский в 1978-м, а через десять лет каменщик Новополоцкого треста N 16 вместе с женой Раисой, коренной жительницей Псковщины, решил создать крестьянско-фермерское хозяйство. Сейчас у Владимира Савельевича 42 гектара сенокосов, целый парк сельскохозяйственной техники и более 70 коров. Хоть и жалуется Видус, что фермерский бизнес не из легких, но одному из троих сыновей, Артему, тоже хутор неподалеку от себя справил.

До недавнего времени его дочь Юля училась в Полоцком госуниверситете. "Но вот с белорусским языком у нее нелады, - разводит руками фермер, - пришлось перевестись в Великие Луки. А еще Юля рассказывает, что ваши белорусские преподаватели уж очень строго со студентов спрашивают... Хотя строгость никому еще не повредила. Я считаю, что порядка у вас в Беларуси гораздо больше. Взять хотя бы товары, что в магазинах на полках лежат. Они же все ГОСТам соответствуют, а у нас... Я, например, ни себе, ни детям обувь в России уже давно не покупаю".

Как оказалось, мой собеседник великолепно ориентируется не только в вопросах торговли и сельского хозяйства, но и прекрасно разбирается в политике. Слышать оценку белорусского руководства из уст российского фермера (пусть и белорусского происхождения) было несколько неожиданно, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: "Президента вашего, Александра Григорьевича, я уважаю. Настоящий мужик - порядок держит. Вот братья мои родные, что в Лиозно живут, бурчат, дескать, работать заставляет, напрягает... И правильно напрягает, толково! Что толку от разрухи, когда все ходят друг за другом и кивают один на одного..."

Добраться из Витебска до Пыталово без пересадки невозможно. Сменив несколько видов транспорта, лишь к полуночи я оказался в шести километрах от российского райцентра. Тормознув грузовик на пустынной дороге, поинтересовался, в том ли направлении иду.

- Садись, подвезу, - любезно предложил шофер.

Разговорились. Когда Виктор (так звали моего попутчика) узнал, что я журналист и еду из Беларуси, тут же сообщил

: - У меня жена белоруска, из Брестской области...

Виктор оказался настолько любезен, что не только довез меня до гостиницы, но и оставил номера своих телефонов: "Будут проблемы - звони, я покажу тебе все наши достопримечательности".

"А к белорусам здесь очень даже неплохо относятся", - подумал я. Впереди у меня были целые сутки, чтобы убедиться в этом на все сто процентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter