Как живут осужденные в женском ИУОТ

Путь на волю открыт

В уголовно–исполнительной системе проводится конкурс среди различных учреждений: лучшие награждаются переходящим призом имени генерал–майора В.В.Кошеленко. Побороться за награду может и следственный изолятор, и воспитательная колония, и даже курс уголовно–исполнительного факультета — любой из представителей этой сферы. По итогам работы за 2016 год победило минское исправительное учреждение открытого типа № 51. Это ли не повод рассказать о нем читателям?

Дмитрий Борисенко
Фото Павла Чуйко

Подхожу к одноэтажному зданию, окруженному невысоким забором. Расположено оно в нескольких остановках от станции метро «Автозаводская». У ворот встречает начальник исправучреждения Дмитрий Борисенко. Подполковник милиции рассказал, что содержатся тут только женщины. Мы — внутри здания. Дмитрий Александрович берет в руки приз: «В конкурсе по всем показателям оценивалась работа, выполнение служебных обязанностей нашими сотрудниками в течение календарного года. Учитывались и результаты исправительного процесса».

Многие осужденные обязаны возмещать государству расходы на содержание детей. Таких здесь 50 из 95. Есть и другие. Одна девушка отбывает наказание за нарушение ПДД, повлекшее смерть, другая — за кражу. Возраст исправляющихся — от 18 до 55 лет. Самая молодая на данный момент обитательница — 1996 года рождения.

Подполковник Борисенко рассказывает о работе с отбывающими наказание и условиями, в которых они живут: «В ИУОТ не только помогают в трудоустройстве. Осужденные посещают музеи, театры. Проходят различные психологические тренинги. Люди не изолированы от общества. С ними занимаются, подготавливают к освобождению. Также делаются запросы в территориальные ОВД. Уточняют, где есть возможность устроиться на работу, найти жилье после возвращения в общество. Одни за время, проведенное на «химии», задумываются о прежних ошибках, другие вновь попадают обратно. Все от человека зависит».

Распорядок дня в каком–то смысле стараются подстроить под график работы. Учитывается, во сколько она начинается, заканчивается, в котором часу осужденные возвращаются. Должен быть обеспечен восьмичасовой сон.

Есть и личное время, а также часы для того, чтобы приготовить еду и поесть. Для этого устроена кухня, где установлен бойлер на случай отключения горячей воды. Вдоль стены — холодильники.


Искреннее желание стать на путь исправления помогает поскорее выйти на свободу. Комиссия учреждения может ходатайствовать перед судом, чтобы человек оставшуюся часть срока наказания провел, скажем так, на «домашней химии». К нарушителям же режима применяются взыскания: дисциплинарная изоляция, внеочередное дежурство, выговор.

Елена Статюк и сама точно не знает, сколько времени из своих 48 лет провела в колониях, говорит, что года 22. Здесь она за кражу телефона. Сравнивает: «Это моя пятая судимость. Открытое учреждение с колонией и тюрьмой не сравнить. Помню, там в начале девяностых положено было всего 2 пятикилограммовых посылки в год. Территория закрытая. Три раза в день построение. Раз в неделю душ. Час на 150 человек, а душевых кабинок всего десять. Да и количество осужденных в колонии было значительно больше — 1.800. Тесно. Кровати ставили даже в коридоре. Потом условия, конечно, улучшились, но строгость сохранилась. В ИУОТ режим другой, условия нормальные. Администрация старается помочь, выслушивает каждого. Работаю я уборщицей в торговом центре. Замечаний ко мне нет, а вот благодарности имеются».

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter