Путь любви и жертвенности

Светлана Окружная отмечает юбилей и готовится к бенефису
Светлана Окружная отмечает юбилей и готовится к бенефису

Как актриса, Светлана ОкружнаЯ предпочитает открывать образы: играть то, что до сих пор еще не ставилось. По крайней мере, у нас в стране. Так было с «Катериной Ивановной» Андреева, «Отцом» Стриндберга, «Марлен... Марлен...» Минченка, которые до сих пор с успехом идут на сцене Национального театра имени Якуба Коласа.

Как общественный деятель, она не боится браться за решение сложных, казалось бы, заведомо проигрышных вопросов. А как правило, именно с такими непростыми делами обращаются люди к члену Совета Республики Национального собрания. Но сегодня у народной артистки Беларуси Светланы Окружной юбилей, и не хочется обременять ее проблемными разговорами. И все же наша беседа не могла не коснуться рабочих вопросов.

— Светлана Артемовна, как вы относитесь к круглым датам?

— Как быстро проходит жизнь! Не успела оглянуться, даже немного грустно... Для меня прежде всего это повод сыграть бенефис, сделать хороший спектакль. Я перечитала более 20 пьес, но в итоге остановилась на классике — «Вассе Железновой» Максима Горького. Ставит ее мой хороший друг, замечательный режиссер Рид Талипов. Я в восторге от своей новой героини, от пьесы вообще. Так происходит, наверное, потому, что в ней затронуты вечные темы, которые всегда современны: семья, дети, роль женщины и мужчины в семье. Увидеть постановку можно будет в Витебске в конце апреля или в начале мая.

— А работа на сцене с работой парламентария схожа: «весь мир — театр...»?

— Ну если только иметь в виду их публичность. Но качество эмоций, которых требуется добиться от зала, все–таки разное. Хотя профессиональная артистичность мне, как парламентарию, конечно, не вредит... Когда 6 лет назад мне предложили попробовать себя на этом поприще, я так сильно переживала, что двое суток не спала. Это же колоссальная ответственность! Как с нуля начинают репетировать новую роль, так и я училась азам профессии у более маститых коллег. Чтобы в театре публика тебя любила и уважала, надо быть искренней, отдавать всю себя без остатка. С избирателями — то же самое. Ни одно письмо, ни одна просьба не должна остаться без внимания. Сейчас в театре я репетирую бенефисный спектакль и одновременно готовлю доклад к заседанию межпарламентской ассамблеи православия по теме «Роль женщины в современном обществе: православный взгляд». Я считаю, что женщина может и должна играть значимые роли на работе, в общественной жизни... Однако как бы сильно она ни была загружена, семья, дети всегда должны оставаться на первом месте!

— Мы знаем, что религия занимает в вашей жизни большое место...

— Православие — это мой путь. Я убеждена, что мы обязаны сохранять и отстаивать свою веру, что дети наши должны знать культуру и обычаи дедов и прадедов. Об одном я хочу сказать особо — о покаянии. Это словно призыв к собственной совести, который дает силы для движения вперед. Мне в том числе.

— Что вы считаете своими наивысшими достижениями?

— Так случилось, что моя жизнь четко разделилась на две половины: до ранения сына и после. До — сыграв Франку из «Хама» Элизы Ожешко, я была на очень высокой творческой ноте. А после... После больничных палат, после мук и страданий я вообще не хотела возвращаться в театр. Я считала кощунственным выставлять себя на показ. Я была готова на любую другую работу. Мне казалось, что этим трагическим случаем Господь дал понять, что же это за чувство такое — любовь. Ведь самое главное в любви — это жертвенность, когда ты всего себя без остатка отдаешь дорогому человеку. В данном случае — сыну. Когда же Дима окреп, когда появилась надежда на жизнь, он сам посчитал, что я должна вернуться в театр. Он не мог принять от меня такой жертвы. И я сыграла Эмилию Марти в «Рецепте Макропулоса» Карела Чапека в постановке Николая Пинигина. Хорошо помню тот выход на публику. Гром аплодисментов... Зал встал... Я утопала в цветах и плакала. Я поняла, что не зря прожила жизнь и пока не имею права уходить со сцены.

Что же касается общественной работы, то в последнее время я много трудилась над проблемами инвалидов–колясочников, сейчас занимаюсь одним сложным судебным разбирательством. Мне приятно, что по моей инициативе в Витебске появится музей театра. Уже выбрано помещение, где вскоре разместятся экспозиции, рассказывающие не только о коласовской труппе, но и о тех артистах, которые работали в Витебске до нас, о великих гастролерах, приезжавших в наш город. Там будут любопытные документы, замечательные костюмы...

— Цветы, аплодисменты — без этого артисту никак нельзя. Кроме государственных наград вы обладательница «Хрустальной Павлинки», лауреат Международной премии Мира...

— Раньше ведь мы, актеры, совсем мало зарабатывали, поэтому я всегда считала, что награды и звания — это вторая часть нашего заработка. Приятно, когда твои заслуги отмечает государство. Особенно дороги мне президентская премия «За духовное возрождение» и премия «За материнское мужество», полученная от Витебского областного женсовета. Ее я по праву делю на двоих с сыном, мужеством которого восхищаюсь и горжусь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter