Обходчик пути: сегодняшний день старинной профессии

Путь, который не обойти стороной

Гродненец Виктор Денищик 37 лет выходит на железную дорогу. Монтер пути, он ежедневно проходит 12 километров, зная и контролируя на своем участке 1-го околотка Волковысской дистанции пути каждую шпалу и рельс.

С детства Виктор Денищик привык слышать стук колес поездов. Мама работала проводником, и семья жила у самой железной дороги в доме, построенном еще в начале XX века для железнодорожников вблизи деревни Поречье Гродненского района.  Именно здесь начиналась история Белорусской железной дороги: в 1862 году тут пролегла первая линия Поречье — Гродно, которая являлась частью магистрали Петербург — Варшава. К слову, и сегодня на станции сохранился вокзал, вошедший в число старейших в мире.
Фото автора

— Будучи мальчишкой, я еще катался на паровозе, прогресс менял железную дорогу буквально на глазах, — рассказывает Виктор Михайлович.

В его памяти остался дядя Виктор Врублевский  — обходчик пути, который нередко брал с собой любознательного племянника:

— В деталях помню его экипировку: сумка с петардами, в руках старинный фонарь и гаечный ключ. Пути он обходил утром и вечером. Дядя был уважаемым человеком.

Неудивительно, что образ, которому хотелось подражать с детства, повлиял на выбор профессии. Отслужив в армии, Виктор пошел по стопам родственника с той лишь разницей, что слово “обходчик” к тому времени заменили на более прогрессивное — “монтер”. Суть же старинной профессии осталась  та же — обеспечивать безопасность движения поездов, проходя пешком и скрупулезно обследуя  вверенный участок.

Мы встретились с Виктором Михайловичем в ненастную осеннюю погоду, он зашел в теплую бытовку, отработав смену:

— Монтер погоду не заказывает, и в снег, и в дождь мы должны безукоризненно делать свое дело, проверяя состояние путей, по необходимости устраняя неполадки.

Дорожный мастер Александр Полудень поддерживает разговор:

— Круглогодично и в любых погодных условиях  обеспечивать безопасность движения поездов — это наше общее дело. Безусловно, прогресс не стоит на месте и на помощь пришли дефектоскопные и путеизмерительные вагоны, но без монтеров все же не обойтись.

В беседе выясняется, что и Александр Александрович начинал работать монтером пути, тоже потомственный железнодорожник, и стаж у них с Денищиком практически одинаковый.

— У нас немало династий, железная дорога на самом деле особым образом притягивает людей, тем более тех, кто впитал связанную с ней атмосферу жизни с детства, — замечает Александр Александрович.

Только заглянув на “железнодорожную кухню”, понимаешь, насколько взаимосвязаны здесь действия каждого работника в большом и незаметном пассажиру коллективе. И хотя уже в прошлое ушли те времена, когда на железной дороге пахло гарью от паровозов, поднимали свои крылья семафоры и дудели в рожки стрелочники, поезд остается символом движения вперед. Именно этому наиболее безопасному  виду  транспорта многие из нас отдают предпочтение перед другими.

Однако далеко не все догадываются, что каждое утро прохождение составов предвосхищает монтер пути, который, как и некогда обходчик,  идет пешком по шпалам с огромным гаечным ключом и неизменной сумкой на плече, профессионально вглядываясь в  каждый стыковой болт.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter