Путь «корыта», или Как избавиться от старого автомобиля

“Железному коню”, пришедшему в полную рабочую непригодность, заслуженный отдых с государственной пенсией не положены. У него другая судьба, которая зависит от хозяина и существующих в стране условий для утилизации и складирования подобных бытовых отходов. Как же избавиться от прогнивших четырехколесных “украшений” некоторых городских и сельских дворов? Алгоритм сего процесса попыталась проследить “НГ”.

Начинать надо с документов
Вначале такой автомобиль необходимо снять с учета в РЭО ГАИ. Для этого на сверку номерных агрегатов привозить машину не надо. Достаточно принести государственные регистрационные номера и свидетельство о регистрации (техпаспорт). Взамен хозяин получит справку или копию учетной карточки, подтверждающую, что он остается владельцем снятого с учета транспортного средства.
— Вся процедура обойдется примерно в  700 рублей (за компьютерные услуги), — рассказывает начальник межрайонного отдела экологического надзора ГАИ при УВД Миноблисполкома Валерий Крепский. — Заявление о снятии автомобиля с учета в связи с выбраковкой (для юридических лиц — в связи “со списанием”), написанное от руки — бесплатно. После этого владелец может с чистой совестью и на законных основаниях вынуть из авто наиболее дорогие сердцу “внутренности”, распродать их или сохранить на память.
В посредниках — ЖЭС или сельсовет
Остается ржавый или помятый в аварии остов, не представляющий ни коммерческой, ни исторической ценности, от которого надо избавляться.  
Региональные власти  предоставляют автовладельцам возможность законно и бесплатно избавиться от остатков автомобилей. Существуют лишь чисто технические  различия.
— В Минске собственник такого транспортного средства может обратиться в ЖЭС или ЖРЭО по месту жительства с заявлением об утилизации принадлежащего ему автомобиля, — говорит старший инспектор отдела экологического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома Александр Вербицкий. —  После будет сделана опись автомобиля и по мере накопления таких заявлений ЖЭС отправляет заказ в РУП “Минсквторресурсы”. Предприятие берет на себя все расходы по транспортировке, разборке и утилизации.  Самому подготавливать остов к сдаче на металлолом не надо. Его обрабатывают непосредственно на заводе. Платить за это тоже не надо, но и денег за металлолом владелец не получит. Напрямую сдать кузов на завод частное лицо не сможет, так как нужны товарно-транспортные накладные.
Правда, никто не запрещает отвезти “железо” на заготовительный пункт приема металлолома, где за кузов легковушки заплатят примерно 10—12 тысяч рублей (одна тонна стоит около 40—60 тысяч рублей). Но для этого придется самому проделать предварительную обработку кузова (оборвать обшивку и т. д.), чтобы оставить только один металл. Затем его надо будет разрезать на части (в зависимости от требований пункта приема) и за свой счет привезти. Игра не стоит свеч.   
По словам Валерия Крепского, и в сельской местности  можно легально избавиться от старого остова без экологических проблем для природы. В любом сельсовете подскажут, где на территории района имеется площадка для складирования металлолома, на которой можно совершенно законно оставить ненужный кузов. Естественно, машина должна быть снята с учета в ГАИ.  Правда, денег за металлолом хозяин не получит, но и за складирование отходов ничего платить не надо.
От автомобиля до металлолома — один штраф
Однако, несмотря на создаваемые условия, некоторые автовладельцы распоряжаются остатками автомобиля по своему усмотрению, что нередко создает проблемы их соседям или вообще противозаконно. Одни оставляют остов себе на “память”, захламляя дворы, а другие втихаря вывозят в лесок или на ближайший пустырь, устраивая несанкционированную свалку из своей ржавой частной собственности.
Нельзя сказать, что закон  здесь бессилен. Например, в странах Европы за такие фокусы придется платить немалый штраф. И Беларусь не исключение. Существует масса рычагов воздействия. Причем не только со стороны Госавтоинспекции, но и других ответственных ведомств — санэпидемстанции, коммунальных служб.
Только за прошедшие месяцы нынешнего года коммунальными службами Минска под контролем Госавтоинспекции убрано с территории города более сотни кузовов и брошенных автомобилей.
 Что касается ответственности за несанкционированно выброшенные машины или кузова, то их владельцам грозит серьезный штраф, но... По словам Валерия Крепского, к сожалению, не всегда удается найти хозяина такого лома и привлечь его к ответственности. Чтобы скрыть принадлежность остова машины, владельцы выпиливают заводские номера, по которым можно ее установить. (Если задуматься, гораздо проще оформить сдачу в утиль по закону). Согласно существующему законодательству автомобиль или его часть без государственного номера и без номера кузова считается бросовым или металлоломом. Такой кузов властью признается бесхозным. Например, только за три года в Минском районе было убрано более 1000 различных  остатков техники.  Среди них танки, башенные и болотные краны и т. д. Но превалируют в основном легковые машины. За несанкционированный выброс мусора к административной ответственности за это время привлечено около 130 человек.
Как видно, несмотря на принимаемые меры, проблема существует. Значит, надо искать новые подходы к ее решению, чтобы в один прекрасный день не оказаться на одной большой свалке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter