Этот фильм был снят в 1973-м, когда советские дети еще не перестали грезить космосом, а сердца взрослых уверенно завоевывали фантастические романы. «Москва — Кассиопея», фильм-первопроходец советского кинематографа, который впервые отправил своих героев к далеким звездам, отмечает в этом году 50-летний юбилей.
Отроки во Вселенной
Режиссер Ричард Викторов снимал свой фильм в Москве, в павильонах Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького и Крыму. Изначально планировалось уложиться в одну серию, но отснятого материала оказалось так много, что получилось два фильма: «Москва — Кассиопея» и его продолжение «Отроки во Вселенной». Именно поэтому дети-актеры во второй части иногда выглядят моложе, чем в первой.Догнать Стенли Кубрика
«Москва — Кассиопея» — советский ответ Стенли Кубрику и его нашумевшей картине «2001: Космическая одиссея», вышедшей в 1968 году. Ричард Викторов поставил перед собой амбициозную задачу — догнать и перегнать американца. В том числе и по спецэффектам, с которыми Кубрику помогали специалисты NASA и за которые фильм получил «Оскар». В СССР за дело взялся инженер-конструктор Ялтинской киностудии Владимир Павлотос, сумевший на съемках отправить «в невесомость» не одного человека, как инженеры NASA, а сразу троих, чем потом восторгался еще один знаменитый режиссер космоопер Стивен Спилберг. Павлотос (без всякой поддержки ученых из Звездного городка) построил на киностудии 18-метровую конструкцию, изображавшую коридор звездолета. Пол коридора при вращении с закрепленной кинокамерой как бы поднимался, занимая место стены, стена превращалась в потолок и т.д. В кадре, когда командир «Зари» Витя Середа (его сыграл Миша Ершов) по сценарию влипал ботинком в клей, делали монтажную перебивку. Юного актера закрепляли в таком положении корсетом, коридор начинал вращаться, так что второй герой бежал как будто бы по стене и потолку. Далее в кадр влетал третий космонавт, пристегнутый специальными ремнями к стальной трубе. Ремни были скрыты под одеждой, а трубу артист закрывал от камеры своим телом. Так у советских кинематографистов получилась «невесомость» круче, чем у Кубрика.Нейлоновый кошмар
Футуристические «космические» костюмы придумал главный художник Игорь Красулин, а консультантом был космонавт дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой. И если белый комплект костюмов юные актеры любили, то серебристые тихо ненавидели. Сшиты они были из экспериментального металлизированного нейлона и стали настоящим испытанием: серебряное покрытие пачкалось и норовило прилипнуть к рукам, так что после каждой съемочной смены дети смывали с ладоней серо-коричневые потеки.Жизнь и кино
Из семерки юных актеров только двое имели опыт киносъемок — Ира Попова, сыгравшая Катю, и Володя Савин, снимавшийся в роли Миши Копаныгина. Роль Феди Лобанова сыграл сын актера и режиссера Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой — Владимир-младший. После успеха картины в кинематографе остались лишь трое — Басов, Попова, которой режиссер посоветовал поступать в театральный, и дочь актрисы Юлианы Бугаевой Оля Битюкова, которая сыграла роль Варвары. Правда, как это часто бывает с детьми-актерами, во взрослой жизни им так и не удалось добиться той популярности, которую они получили в подростковые годы.Ольга Битюкова вспоминала: «Из взрослых партнеров у нас были Иннокентий Смоктуновский и Лев Дуров. Ну, Смоктуновский и есть Смоктуновский. Умница, интеллигент, спокойный и уравновешенный. Мне было проще. Я знала его с детства. Поэтому мы общались запросто. Никакой звездности в нем, упаси бог, никогда не было. Лев Константинович вообще был как бы своим. Шутил, травил байки и анекдоты. С ним было легко и просто».
Триумф
Фильм «Москва — Кассиопея» вышел на экраны в 1974 году, «Отроки во Вселенной» — в 1975-м. Обе картины без вопросов пошли в прокат Польши, Германии, Югославии, Чехословакии, а также собрали десятки призов на международных фестивалях. Картина «Москва — Кассиопея» получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, которую вручали за особые достижения в кинематографе.ovsepyan@sb.by