Путь к истине

О хозяйственных проблемах...
Событие имело место на минувшей неделе и осталось почти незамеченным: о нем сообщили немногие СМИ. Оно выглядело узковедомственным: состоялся пленум Высшего Хозяйственного Суда. Тема была специфичная: «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда». Впечатляющих цифр участники не называли, ярких примеров не приводили — оперировали лишь сложными терминами. Интересно сообщить читателю о таком мероприятии для журналиста составляет проблему: сам мало в происходящем понимаешь. Но если отвлечься от строительной и юридической специфики, событие предстает в ином свете.

Суд — не та инстанция, которую мы мечтаем посетить. В его адрес, бывает, звучат упреки: он, дескать, и скорый, и несправедливый, и такой он, и сякой... Мне кажется, что происходившее в зале пленума (и то, что ему предшествовало и что за ним последует) наглядно показывает, для чего существует и как работает правосудие. В данном случае — хозяйственное. Которое, кстати, на этой неделе отметит свое 90–летие.

В стране много строят: объекты промышленные, социальные, жилье. Заказчик платит генподрядчику, тот — субподрядчикам, которых бывает много. Между ними возникают споры: кто–то не выполнил свою работу, сделал ее плохо или хотя бы задержал. Заминка на фундаменте влечет сбой у каменщиков, отделочников, сантехников, электриков... Они нарушают свои обязательства по договорам, кто–то должен за это платить. Кто и сколько?

Одни решают это добровольно, другие идут в хозяйственный суд. Где, между прочим, споры вокруг договоров подряда следуют по числу исков на втором месте после договоров купли–продажи. Этих исков слишком много! При этом и судьи иногда оказываются в затруднении, иначе не вынесли бы проблему на пленум. Дело в том, что со времени предыдущего, с той же повесткой дня, прошло 7 лет: изменились законодательство и строительные нормы.

Нам тоже лучше, чтобы строители спорили поменьше, договаривались быстро и к обоюдному удовольствию. Иначе, если будут много и подолгу должны, если станут разорять один другого исками, некому будет строить. Так вот, рабочая группа, которой предстояло выработать постановление пленума, работала более полугода. Были проведены, в частности, конференция судей и «круглые столы» с участием представителей союза строителей и широкого бизнес–сообщества. Всего же состоялось 8 дискуссий разного уровня. Они продолжились и на пленуме — в режиме видеоконференции, с участием представителей хозяйственных судов всех областей. Активно обсуждался, например, 18–й пункт постановления, который регламентирует взыскание долгов с учетом инфляции. Чем дольше не платит должник, тем больше теряет кредитор...

Текст постановления содержит 37 пунктов! Казалось бы, все разложено по полочкам. Но Председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков, поблагодарив авторов документа и оппонентов, заметил, что судебная практика породит еще немало вопросов, на которые предстоит отвечать. Чтобы их было меньше, чтобы конфликтующие стороны могли успешнее решать их без участия суда, предложил, во–первых, сопроводить публикацию постановления обстоятельным комментарием. Во–вторых, во всех областях провести — для строителей и других участников рынка — разъяснительные конференции и прочие мероприятия.

Из заключительного выступления В.Каменкова никак не следовало, что дело сделано раз и навсегда, работа закончена полностью. Он сказал иначе: «Мы на правильном пути». К истине — так я понял эти слова.

Проблема, которую пленум рассмотрел, очень значима для строительства. А поскольку оно обеспечивает немалую долю ВВП, то и для экономики в целом: в строительстве оборачиваются большие деньги. Словом, отрасль должна работать четко: подрядчики — получать что заработали и вовремя компенсировать ущерб, если нанесли его партнерам. Такова суть дела. Но это лишь частная проблема, на что и указывала повестка дня: «о некоторых вопросах...» Есть много иных!

Едва ли нужно сомневаться, что другие важные в жизни страны хозяйственные проблемы рассматриваются столь же основательно. Кстати, на пленуме присутствовали представители Верховного Суда и Генеральной прокуратуры. Надо полагать, что точно так же, компетентно и всесторонне, прокладывается путь к истине в сфере гражданского и уголовного права.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter