Предприниматель — об аппетитах транснациональных корпораций к проектам в нашей стране, конкуренции на внешних рынках и диджитализации жизни

Путь инвестора

Во времена «классических» кризисов прошлых лет инвесторы вели себя четко и предсказуемо: убегали с развивающихся рынков, выходили в кеш или концентрировались на покупке госдолга ведущих мировых экономик. В пандемию коронавируса финансисты ведут себя несколько нестандартно: то убегают из «переходных» государств, то возвращаются… Конечно, времена нынче не самые благоприятные для вложения капиталов, в целом их движение по миру существенно замедлилось. Но куда причалят финансовая флотилия и отдельные ее корабли? В их паруса сегодня дует слишком много разных ветров, но явно одно: в числе гаваней однозначно будет и Беларусь. Насколько наша страна продолжает быть интересной для инвесторов, размещения своих производств транснациональными корпорациями и какое потенциальное место мы можем занять в нынче пластичных цепочках добавленной стоимости? Это мы обсудили с членом Совета по развитию предпринимательства при Президенте, генеральным директором СООО «Хенкель Баутехник» Сергеем Новицким. 

По ряду направлений логично встраиваться в международные цепочки и использовать ресурсы, компетенции, рынки сбыта крупных мировых производителей.
online-kassa.ru

Карты будут меняться

— Сергей Григорьевич, взаимные санкции России и Запада спровоцировали интерес европейских инвесторов к Беларуси, размещению на ее территории своих производств. Уже очевидно, что вирус только провоцирует новую волну протекционизма, даже изоляционизма. Некоторые эксперты предполагают, что эпоха транснациональных корпораций уйдет и мировое производство снова будет базироваться на относительно небольших компаниях. Не пропадет ли у крупных инвесторов интерес к Беларуси? 

— Полагаю, что хоронить международные корпорации преждевременно. Более того, рискну предположить: их влияние только усилится. Они давно просчитывали все глобальные риски, были готовы к их реализации. Конечно, инвестиционная активность на некоторое время заморозится из-за необходимости решения локальных и текущих проблем, но в целом интерес к Беларуси может только вырасти. Да, последнее десятилетие ознаменовано торговыми войнами между мировыми экономическими центрами. Развитые страны начинают проводить политику реиндустриализации. Скажем, США пытаются вернуть из Китая на свою территорию высокотехнологичные компании из Юго-Восточной Азии. Но оказалось, что американцы сами не способны выпускать требуемое рынком количество тех же смартфонов. По банальной причине — нехватка соответствующего количества инженерных кадров и квалифицированных рабочих. 

Конечно, экономическая и индустриальная карты будут изменяться. Но автопром полностью никогда уже не вернется в Германию. Пандемия же показала, что та же Юго-Восточная Азия слишком далека для размещения производств, особенно критически важных: костюмы медперсонала, маски, ИВЛ… Да и претендующий на права мирового экономического центра регион уже не столь привлекателен для западных инвестиций. В этом разрезе Беларусь, страна промышленная, обладающая определенным потенциалом, более понятна для инвесторов. И нам они необходимы: другим путем сложно, почти невозможно обеспечить экономический рост. Надо понимать, что для современного производства с автоматизированным оборудованием и правильно выстроенной корпоративной структурой и системой управления для обеспечения гарантированного сбыта продукции необходим рынок с населением минимум 200 миллионов человек. 

— Практически ни одна компания не может выжить, ориентируясь только на внутренний белорусский рынок. А чтобы конкурировать на экспортных рынках, необходимо обладать целым набором конкурентоспособных факторов и глубокими компетенциями.

— На мой взгляд, стране надо определить несколько направлений, в которых у нас есть наибольшие достижения и перспективы. Несомненно, это наши флагманы в области машиностроения, некоторых других областях промышленности. Неплохо получается у нас делать беспилотники. Эти компании, в том числе и с государственной поддержкой, необходимо развивать и сохранять. Но надо четко понимать: быть знатоками во всех областях невозможно. У небольшой страны для этого объективно нет ресурсов. Поэтому по другим направлениям логично встраиваться в мировые цепочки и использовать компетенции, ресурсы, рынки сбыта крупных мировых производителей. Да, возможно, добавленная стоимость таких компаний не настолько высокая, как у некоторых полностью национальных производителей. Но необходимо быть реалистами и выбирать наиболее приемлемые для себя варианты, понимая, что без зарубежных инвестиций мы не сможем удерживать на плаву некоторые наши отрасли. 

Не надо бояться пускать иностранный капитал

— Несомненно, иностранные инвестиции стране необходимы. Но не стоит сбрасывать со счетов и еще один риск, с которым пришлось столкнуться в свое время другим странам: слишком доверившись зарубежным компаниям, они в конечном итоге превратились в центры издержек, а центры финансов и прибыли оказывались за рубежом. 

— Несомненно, риски оценивать надо. Поэтому повторюсь: необходимо развивать и своих национальных лидеров. Но в остальных отраслях — не бояться пускать иностранный капитал, не бояться конкуренции с его стороны. Тем более что мы экспортно ориентированная страна. И всем нашим крупным производителям приходится на зарубежных рынках конкурировать с мировыми брендами. Почему бы не использовать их возможности, не создав на своей территории производства? Зарубежные инвесторы пришли в деревопереработку, и ничего страшного не произошло. Тот же «Кроноспан» построил предприятие в не самом процветающем регионе, теперь оно обеспечивает и валютную выручку, и работу почти тысячи рабочим. Не стоит думать, что транснациональные корпорации придут в страну и всех поработят. Но национальные интересы, несомненно, нужно отстаивать. 

— Тем не менее в кулуарах доводилось слышать, что революция 4.0 в Европе будет протекать по следующим принципам: у себя построят современные производства, а устаревшие с точки зрения развитых стран заводы перевезут в Беларусь.

— Возможно, у каких-то мировых компаний присутствуют и такие подходы. Могу сказать за «Хенкель»: если они строят завод, то самый современный, независимо от того, в какой стране он расположен. Два новых предприятия в России по технологическому развитию опережают многие европейские площадки. Наша белорусская компания поставляет свою продукцию в российскую Калининградскую область. Сейчас планируем выходить на европейский рынок: мы достигли того уровня развития, когда наши некоторые виды продукции более конкурентоспособны, чем у коллег в Евросоюзе. А от нашего завода до того же Вильнюса и восточных польских регионов ближе на несколько сотен километров. Другой вопрос, что для выхода на рынок ЕС необходимо пройти сертификацию — процедуру непростую организационно и достаточно дорогую. Но полагаю, нам этот барьер удастся преодолеть. Не исключено, что с использованием опыта и компетенций материнской компании. Зарубежный инвестор, конечно, не меценат. Но через него есть возможность получить современные технологии. А за счет локализации развивать свой бизнес. В том числе малый. И сферу услуг. 

— Но транснациональные корпорации любят и транснациональных же поставщиков…

— Опять стереотип. По поставкам сырья местные производители занимают около 70 процентов в «Хенкель Баутехник». А всего у нас около 600 контрагентов! Даже погрузчики по территории бегают чужие — подрядной компании. У руководства и сотрудников современного промышленного предприятия основные усилия должны быть направлены на производство конкурентоспособного инновационного продукта. Остальные функции можно отдать на аутсорсинг — и потенциальные партнеры соревнуются на тендерах. И если десять лет назад мы выпускали 35 000 тонн продукции, то сегодня — 80 000 тонн, а штат сократился с 200 сотрудников до чуть более 105. Но при этом мы дали работу МСП и предпринимателям, обслуживающим нашу компанию. Приход в страну транснациональных корпораций приносит и современные технологии построения бизнеса, управления им. Этого, на мой взгляд, не хватает нашим флагманам. У менеджеров этих компаний голова болит за тысячи вещей: и за основное производство, и за развитие филиалов, за сельское хозяйство и социальные объекты… Необходимо уходить от бумажного документооборота. 

Согласен, что у нас внедряются и современные цифровые технологии, и подходы в области корпоративного управления. Но это необходимо делать быстрее. Мы давно обслуживаем наших клиентов через интернет, приучили их к своим сервисам. И оказалось, что немало операций можно выполнять и в удаленном доступе. Человек не привязан к крупным агломерациям. Радует, что сейчас возрождается загородное домостроение, мы это видим и по продажам своей продукции. Инвестиции в диджитализацию, в том числе и государственных услуг, возможность полноценно работать на удаленке способны нивелировать определенные социальные вопросы. Развитые страны, и мы в том числе, слишком сильно сконцентрировали людей в городах, спальных районах. А они являются рассадником и медицинской, и моральной инфекции. Логично людей расселять, благо территорий в стране хватает. Если у человека будут свои пять соток, то он не только сможет дышать свежим воздухом, но заняться своим участком, даже если столкнулся с какими-то неурядицами на работе. И организация современных производств, на которых все меньше требуется физическое нахождение людей, когда за многими технологическими процессами можно следить с планшета, не говоря уже про выполнение других процедур, дает возможность начинать формировать новое качество жизни. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter