Путь Дракона, или Неделя, проведенная на ладье викингов

- Команда, подъем! Поднять якорь, отпорники на левый борт.
- Команда, подъем! Поднять якорь, отпорники на левый борт. Правый борт, приготовить весла!..

Еще только светает, половина четвертого утра. Я вскакиваю, сворачиваю промокший насквозь спальник, заталкиваю его в рюкзак - и автоматически скольжу взглядом по горизонту. Небо затянуто серой пеленой, моросит мелкий дождь. Просушить вещи сегодня опять, наверное, не получится. Холодно... Достаю отсыревшую пачку сигарет, с трудом прикуриваю, вставляю весло в уключину и жду команды капитана...

Так начинается день матроса драккара "Сварог", на борту которого я провел незабываемую неделю.

Создание и испытание на воде точной копии судна, история которого насчитывает более десяти веков, - событие уже само по себе уникальное. Но команда "Сварога" пошла дальше, отважившись преодолеть более тысячи километров по рекам знаменитого "Янтарного пути". "Мы путешествуем в пространстве и времени", - так лаконично и точно описал суть проекта, к которому я присоединился, белорусский историк Андрей Киштымов.

Экспедиция в составе 14 человек (и трое наших соотечественников в их числе) стартовала в Киеве 10 июля. Пройдя спринтерскими темпами не самый приятный участок пути - чернобыльскую зону, драккар подошел к пристани лодочной станции в Мозыре. Здесь борт корабля покинул белорус Сергей Киштымов, а его место занял я...

Сейчас, вернувшись домой и усевшись за компьютер, я задумался: как описать все происходившее на борту "Сварога"? Может быть, слегка попугать читателя, рассказать о том, как наше судно бросало на берег и весла толщиной с молодую сосну ломались, словно спички; как Андрей Киштымов, пытаясь спасти одно такое весло, в последнюю секунду выдергивал руку из пресса, образовавшегося между кормой и обрывом берега... Можно описать, как в собачий холод половина команды раздевалась догола и полчаса снимала драккар с мели, стоя по шею в ледяной воде...

В каждом городе, который мы проплывали, местные журналисты в первую очередь спрашивали: случались ли ЧП? Конечно, случались! Мы с удовольствием рассказывали об очередных "подвигах", но каждый, просыпаясь с утра, мечтал только об одном: пусть сегодня сюрпризов не будет.

Понять нас смогут лишь те, кто прожил хотя бы один рядовой день матроса на ладье викингов. 14 мужиков уже достаточно долго живут бок о бок на 15-метровой палубе. Спрятаться друг от друга невозможно, каждую секунду, оглянувшись вокруг, ты можешь увидеть, чем занимаются твои товарищи. Схитришь, смалодушничаешь, "закосишь" - это сразу заметят. Поэтому, наверное, самое серьезное испытание не дождь, жара или большие физические нагрузки, а проверка характера на прочность.

Трудовые мозоли

- Правый борт, весла на воду, левый борт, табань! Навались!

Мы отходим от берега. Вахта на веслах длится ровно 60 минут. После, когда я покину корабль и вернусь домой, многие знакомые, увидев фотографии, будут удивляться - как ты, щупленький представитель творческой профессии, в последние годы не державший в руках ничего тяжелее ручки и диктофона, смог выдержать подобный гребной марафон? На самом деле тяжело первые несколько дней. После, приноровившись, сев за весла, ты автоматически впадаешь в некое подобие транса: "Р-р-раз-два... Р-р-раз-два..." И уже не чувствуешь усталости в мышцах, а следишь только за веслом, которое, как маятник часов, равномерно отсчитывает мгновение за мгновением.

А мозоли, между прочим, сначала появляются не на руках. Когда новичок гребет, уж очень сильно он ерзает, старается...

"Сварогу" ура! Держитесь, ребята!" - кричит кто-то с берега. Там стоит машина, палатка - и люди, оживленно размахивающие руками. За несколько дней пути, пройденных по Беларуси, мы неоднократно встречали людей, специально приехавших на берег Припяти посмотреть на проплывающий драккар. Порой встречающие приятно удивляли. Однажды вечером, когда уже стали на ночевку, к кораблю подошла взволнованная бабушка: "Что случилось? Мы вас уже второй день всей семьей ждем. Как в газете об экспедиции прочитали, сразу собрались, сели в машину и к реке поехали, а вас все нет. Уже беспокоиться начали..."

Завтрак аристократов

Проходит час. Небо окончательно затянуло свинцовыми тучами. Дождь крепчает. Несколько человек из команды поправляют небольшой тент, который служит убежищем для тех, кто сейчас не на веслах. Забравшись под него, можно наконец стащить с головы капюшон "непромоканца" - жесткого дождевика, который спасает нас от воды, непрерывно льющейся с неба. Под тентом расположилась наша импровизированная кают-компания. Здесь благодать - почти сухо. Ребята общаются, отдыхают. Кое-как пробравшись к свободному месту, скрючиваюсь в три погибели, подбираю ноги. Кладу под голову спасательный жилет и готовлюсь досмотреть прерванный утром сон, в котором фигурировали мягкая кровать, горячий обед и красавица жена... Заснуть никак не получается. Периодически краем уха слышу, как Сергей Гуляр, наш кок и медик, начинает очередную историю: "Однажды сопровождал я экспедицию подводников в N-ском море и произошел с нами забавный случай..." Как тут заснешь?

Так незаметно пролетает несколько часов, и капитан озвучивает горячо любимую всем экипажем команду

: - Приготовиться к завтраку!

На столе, сооруженном из перевернутого трапа, дежурные нарезают хлеб. Сегодня у нас "праздник живота": каждому члену команды достанется по два куска - недавно мы зашли в деревеньку и пополнили запас продовольствия. Кстати, на борту драккара все делится по-братски - поровну. Даже оставшиеся сто граммов вареной колбасы нарезаются на 14 аккуратных кусочков - каждый размером с маленькую почтовую марку...

Из котла в миски накладывают по полтора черпака сваренной вчера холодной каши с салом. Истинный завтрак морских аристократов. За неделю, проведенную на борту, я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь свою порцию не доел. Миски передают по рукам с носа на корму корабля. Первая из них - капитану. Это не уставщина, скорее, дань уважения. На несколько минут разговоры стихают, мы сосредоточенно поглощаем завтрак. Кстати, сегодня нам действительно улыбнулась фортуна - на столе в небольшой кастрюле стоит рыба. Здоровенного голавля поймали рано утром. Огня на борту нет, поэтому его разделали, посолили и через два часа подали на стол. Вряд ли я ел что-то вкуснее...

Команда опустошает миски, но не торопится сдавать их дежурному.

Кок не спеша заглядывает в котел, выдерживает паузу и произносит еще одну фразу, пользующуюся у всех бешеной популярностью

: - Может, добавки кто хочет?

Этот вопрос, скорее, риторический. Всем достается еще по полчерпака каши.

Мимо проплывает баржа. На ее борту опухший с похмелья мужик таращится на наш корабль и усиленно трет глаза...

Афоризм от Воронова

Как-то после первой вахты на веслах, пытаясь удержать в трясущихся руках чашку, я тихо выругался: мол, рассчитывал попасть в научную экспедицию, а стал рабом на галерах.

- Между прочим, за весла на драккарах садились только воины, - поучительно наставляет меня здоровяк Дима Корабельский...

После обеда, впервые за трое суток, перестает лить дождь. Ветер стягивает с неба серую пелену, выглядывает солнце. Команда вытаскивает из рюкзаков отсыревшую одежду и развешивает ее по всему кораблю. Снимаем уже порядком надоевший брезентовый тент. Свободные от дежурства "викинги" с наслаждением растягиваются на подсохшей палубе. У капитана хорошее настроение, его тянет пофилософствовать: "Так мечтал о высокоинтеллектуальном экипаже, а эти... Сколько оторвут, столько и прочитают". Между прочим, мудрые высказывания "кэпа" некоторые члены экипажа даже записывают. Уже собрался небольшой сборник "Афоризмов от Воронова"...

Мы с историком Сергеем Тарасовым смотрим на проплывающий за бортом пейзаж, пытаясь представить, как он выглядел тысячелетие назад.

- Самое оживленное движение кораблей по "Янтарному пути" приходилось на период с IX по XIII века, - рассказывает Сергей Васильевич. - Шли они от Балтики до Византии. Немалый отрезок этого маршрута пролегал по территории Беларуси. По Припяти тогда ходили боевые драккары (ладьи с драконьей головой на носу) и снеккары (ладьи с головой змеи), количество весел на них иногда переваливало за полсотни. Нередко можно было увидеть и кноры - грузовые суда с высокими бортами... На север караваны везли шелка, вино, оливковое масло, золото. На юг - зерно, мед, лен, уголь, мечи.

Между прочим, голова животного на носу ладьи викингов символизирует духа судна. Когда драккар или снеккар шел в бой, такое тотемное изображение отпугивало вражеских духов-покровителей. Именно поэтому все головы на ладьях снимались, когда драккар заходил в родной фьорд: викинги боялись, что воинственный покровитель потеснит духов, оберегающих их домашние очаги.

На закате пристаем к берегу на ночную стоянку.

- Приготовить отпорники! Приготовить якорь! Левый борт, суши весла! Правый борт, суши весла!

Матросы бросаются к бортам с длинными шестами и упирают их в берег, но драккар, попав в струю неожиданно сильного течения, не желает останавливаться. Нас по инерции несет носом на крутой обрыв и при этом начинает разворачивать. Чтобы избежать столкновения, мы хватаем свободные весла, переворачиваем их и с удвоенной силой пытаемся смягчить столкновение.

Пока сражаемся с непослушным судном, Сергей Зеленецкий прыгает в воду, принимает якорь, взваливает его на плечо и, оскальзываясь, лезет на крутой берег. Якорь вбит в землю. Мы подтягиваем за канат уходящую от берега корму.

Драккар наконец пристал к берегу.

Все что угодно может промокнуть на борту нашего корабля, только не дрова, которые экипажу подарил в одной деревеньке сердобольный сельчанин. Березовые чурки заботливо спрятали, и теперь, когда "Сварог" стал на ночевку, они помогают нам быстро приготовить еду. Вечером команда может единственный раз за день поесть горячего. Свободные от работы "викинги" собираются вокруг котла с варящимся супом и с напускным безразличием жадно вдыхают дурманящие ароматы еды...

А еще в этот вечер мы отмечаем 30-летие Димы Корабельского. По случаю праздника кок соорудил замечательный торт из хлеба, тушенки, печеночного паштета и сухарей.

Первый тост капитан, конечно, поднимает за тех, кто в море. Дима открывает бутылку "Кока-колы", смотрит на внутреннюю сторону крышечки и восторженно произносит

: - Вот это повезло! Я выиграл поездку... На драккаре... По "Янтарному пути"!

В половине двенадцатого ночи костер гаснет. Команда отправляется спать на борт "Сварога"...



Экипаж "Сварога"

РОСОХА Владимир, зам. Капитана. В прошлом - штурман стратегической дальней авиации. Хозяин надувной спасательной лодки "Фортуна", которая не один раз спасала своего старшего брата - "Сварога".



КИШТЫМОВ Андрей, научный руководитель. Если у вас есть вопрос по истории Беларуси - обратитесь к Андрею Леонидовичу. Мечтает построить копию колесного пароходика и отправиться на нем в путешествие по рекам страны.



ГУЛЯР Сергей, медик, кок. Профессор медицины. Благодаря его стараниям команда на протяжении всего похода пребывает в полной боеготовности. В приготовлении всего из ничего не имеет себе равных. После того, как "СБ" подарила команде набор чашек, добился наконец соблюдения условий личной гигиены.



ТАРАСОВ Сергей, научный консультант. За несколько дней до старта экспедиции поймал в своем доме вора и сломал об него руку. Несмотря на это, все-таки поднялся на борт "Сварога" в Мозыре. Виртуоз ведения переговоров с "аборигенами". Блестящий знаток археологии.



СЕЛИВОНЧИК Виталий, второй штурман. Владелец одной из крупнейших частных страховых компаний Украины. На корабле за веслом занимает почетное место загребающего - человека, на которого ориентируются гребцы по всему борту.



МОЦЯ Богдан, матрос. Ходячее собрание анекдотов. Знаток истории Второй мировой войны. На протяжении всей экспедиции развлекался тем, что читал толстенный том справочника истории Великой Отечественной войны.



КОРАБЕЛЬСКИЙ Дмитрий, матрос, переводчик. Не может припомнить все горные вершины, покоренные за последние 10 лет, среди которых - знаменитый "Эльбрусский крест". Вспоминал "забавный" случай, когда при восхождении на очередную высоту в палатке наблюдал, как пар от дыхания, не успев подняться до крыши, замерзал и снежной пылью осыпался вниз.



КИРИЧЕНКО Владимир, матрос. Неоднократный победитель соревнований по мультиспортивным гонкам, альпинист, пловец, бегун. Мягкий, но принципиальный. Постоянно спорит с Димой Корабельским о вариантах прохождения того или иного горного маршрута.



ХОМЕНКО Константин, боцман. Спелеолог с большой буквы. Прошел тысячи километров пещер. После переквалифицировался в путешественника-мореплавателя. В свободное от экспедиций время - старший научный сотрудник Института сорбции и проблем эндоэкологии.



ПОМПЕЕВ Анатолий, старпом. Самый старший член команды, самый опытный моряк. Несмотря на тяжелейшую операцию, перенесенную незадолго до старта "Сварога", все-таки оказался в списке экипажа драккара. Говорит: "Никогда не поменяю экспедицию на стены палаты реабилитации".



ЗЕЛЕНЕЦКИЙ Сергей, баталер. Трижды рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Говорят, что человек может продержаться в ледяной морской воде несколько минут. Сергей Викторович этому не поверил и переплыл зимой Берингов пролив. Рьяный блюститель порядка на палубе, наверное, потому, что в прошлом служил в милиции.



ХМАРОВ Владимир, фотограф, рулевой. Не расстается со своим стареньким ФЭДом. Считает, что классика всегда даст фору современным "цифровикам". В любой, даже самой критической ситуации остается спокойным.



ВОРОНОВ Сергей, капитан. Характер стойкий, нордический. Прирожденный лидер - строгий, но справедливый. Обладает потрясающим чувством юмора. Имеет огромный авторитет среди экипажа.



ПЕРУН, идол.

Талисман экипажа. Неоднократно был обласкан командой в солнечную погоду. При затяжных ливнях матросы садились перед деревянным дедушкой и многозначительно затачивали карандаш, жгли спички или точили топоры. Иногда помогало.



Экипаж драккара "Сварог" благодарит руководство Мозырского и Пинского горисполкомов, Петриковского райисполкома, Брестский облисполком, руководство СДЮШОР по гребным видам спорта Пинска, Республиканское унитарное эксплутационно-строительное предприятие "Днепро-Бугский водный путь" и других людей и организации за помощь, оказанную участникам экспедиции в трудную минуту.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter