Пустые разговоры

Много раз видел, как родители осаживали детей, задающих вопросы, мешающих заниматься чем–нибудь...
Много раз видел, как родители осаживали детей, задающих вопросы, мешающих заниматься чем–нибудь, по разумению взрослых, серьезным и важным. «Отстань, не лезь с пустыми разговорами... Потом поговорим, видишь, я занят. Поболтай с мамой, если тебе делать нечего...»

Ребенок обиженно направляется к маме. Там все повторяется. И мама занята неотложными делами. Говорит по телефону с подругой, готовит ужин, стирает и еще телевизор смотрит — там очередное шоу, про развод и семейные неурядицы телезвезды или ее очередного бой–фрэнда... И так каждый день, утро, вечер, месяц, год. И даже в выходные у родителей находятся тысячи дел. Встречи с друзьями–коллегами, походы в театр, в кино, да и мало ли куда им надо.

Постепенно и у ребенка пропадает желание что–то спрашивать у родителей. Ему уже не хочется говорить, да и сам отвечает на вопросы односложно, междометиями. Всю нужную информацию он получает от сверстников, от старшеклассников, друзей–приятелей, подружек, из интернета. Свято место пусто не бывает...

Лучше всего вести пустые разговоры жарким днем, сидя на самодельном мостике, свесив ноги в прохладную воду. А там, в воде, ярко–зеленые водоросли извиваются, рыбья мелочь ртутью поблескивает, в ноги тычется, щекочет. Можно и камешки бросать. Пустишь гладкий и теплый камешек, а он подскакивает. Раз, два, три, пять! И всем хорошо. Можно бросать и бросать. И рассуждать о красоте и бессмысленности приятного развлечения.
Можно и в серый осенний день ни о чем говорить, и в зимний. Главное — не молчать, изображая из себя всезнающего, жизненным опытом перенасыщенного, как губка мыльной водой. На природе, под небом, под деревьями, на проспекте или улице разговаривать приятнее. Там слова сами с языка срываются, в предложения складываются. И в душу проникают, как дождь в землю, или ложатся на сердце, как первый снег на крыши, темный и сумрачный мир изменяя, обновляя и освежая...

О чем разговаривать? Содержание и смысл пустых речей почти не имеют значения. Тут важнее всего — интонация, задушевность, простота и доверительность. Хочешь, про звезды и бесконечность беседуй, про время и тайну рождения рассуждай, про книжки. Можно стихотворение из хрестоматии вспомнить. И не надо бояться, что собьешься: не на концерте, не в эфире. Ребенок не осудит, не станет освистывать родного человека.
А можно про лица трамваев поговорить, про ткани, нитки и пуговицы... Про цветы крупные и мелкие, яркие и скромные, про яблоки кислые и сладкие, зрелые и не очень... Все темы под ногами, вокруг и везде, и каждая достойна комментариев и обсуждения. Странно, но запоминаются не сами разговоры, не умные мысли, изреченные человеком взрослым и многоопытным, а то, как они произнесены. Остается в памяти звук, вибрации двух голосов: детского и взрослого. В пустых разговорах, как ни удивительно, споров не бывает. Там без обид, каждый имеет право при своих взглядах оставаться.

А вы знаете, что самый обыкновенный кузнечик, тот самый, что ловко сигает с травинки на травинку, стрекочет с помощью ног? Удивительное открытие. По–белорусски кузнечик — «конiк». Мы с дочкой час рассуждали про то, что белорусское название насекомого точнее, выразительнее. Потом даже этимологический словарь посмотрели, чтобы смысл и происхождение слова узнать... Кто–то скажет, что это действительно пустой и бессмысленный разговор — трата драгоценного времени. Что лучше и важнее рассказать и научить ребенка, как с выгодой для себя в жизни устраиваться, деньги зарабатывать, быть успешным.

Только дело в том, здесь я убежден, что пустые разговоры всегда более безвредны, чем умные и важные. Сто примеров знаю, как молодые люди, замученные ответственными беседами, шли наперекор родительским советам. Итог — крушение, трагедия, разочарование в навязанных отцом и матерью идеалах, вскрытые вены, наркомания, алкоголизм, секты...

Можно, конечно, и молчать. Пустые разговоры не вести, время не тратить, а только иногда пальцем грозить, чертыхаться, к совести призывать. Можно! Это тоже метод. Но!

Наступает момент, как вдруг отец спохватывается, начинает нервно и убедительно говорить, срываясь на крик, глядя ребенку в глаза и тормоша за плечи. Ребенок, которому уже лет шестнадцать, оборачивается и произносит — веско и капризно: «Отстань, не лезь с пустыми разговорами... Потом поговорим, видишь, я занят. Поговори с мамой...»
Сейчас время отпусков. Детям не надо спешить в школу, родителям — на работу. Самое время вести пустые разговоры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter