Пустячок, а приятно?

Они надувают губы, расхаживая по сцене.
Они надувают губы, расхаживая по сцене. Они раздеваются и целуются между песнями. Они - самый значительный музыкальный экспорт России и уж наверняка самый скандальный. Новая российская поп-сенсация - две девочки-подростка, составляющие группу "Тату", - первыми из российских ансамблей возглавили музыкальные чарты Великобритании и еще 9 стран, а сейчас, начав на прошлой неделе гастроли по США, вошли в лучшую американскую двадцатку.

Но их сценический имидж заставляет публику поеживаться от смущения. Юлию Волкову и Елену Катину "открыл" Иван Шаповалов, детский психолог, превратившийся в антрепренера. К ужасу защитников детей, певицам было всего по 14 лет, когда Шаповалов отобрал их на прослушивании среди сотен претенденток. 36-летний Шаповалов сознательно играет напускной скромностью своих юных протеже, одевая их в школьную форму с короткими юбочками. Он признает, что выбрал британскую школьную форму, чтобы подчеркнуть молодость исполнительниц, и изучал в Интернете детские порносайты - это вызвало сильное возмущение в Англии, где видеоклип "татушек" стал недавно притчей во языцех.

Однако Шаповалов отрицает, что имидж "Тату" основан на порнографии. Артистки, которым сейчас по 18 лет, уже не дети. И их никто ничего не заставляет делать. А люди на Западе, по его мнению, просто ханжи.

"Мы черпаем вдохновение в детстве, - заявил Шаповалов в телефонном интервью "Нью-Йорк таймс" из Лос-Анджелеса. - Почему это надо скрывать? Общественные организации боятся насилия, но какое насилие в творчестве "Тату"? Они - две девочки, поющие о любви".

Некоторые интеллектуалы в России говорят, что, хотя "татушки", возможно, не столь одарены музыкально, они уже помогли улучшить представление о России за рубежом. В Восточной Европе, где антирусские настроения все еще очень сильны, молодежь распевает песни "Тату" по-русски. Девочки ввели Россию в американский мейнстрим, став гостями ток-шоу Джея Лено как авторы самого востребованного сингла на американском радио.

"Люди говорят: какой позор, что страну, давшую миру Пушкина и Гагарина, представляют сейчас нимфетки-лесбиянки, - говорит Артем Троицкий, музыкальный критик и основатель российского "Плейбоя". - Но это все ерунда. По сравнению с тем, как обычно видят Россию - грязная война в Чечне, русская мафия, коррупция, отмывание денег, - эти две девчушки смотрятся милыми и чистыми".

Группа стала продуктом сексуальной раскрепощенности, пришедшей в Россию после крушения Советского Союза в 1991 году, когда после десятилетий "застегнутости" секс выплеснулся на улицы, на экраны телевизоров и в рекламу.

Однако новые свободы, принесшие открытость в сексуальных отношениях, принесли также и экономические беды. На смену советской экономике пришел дикий капитализм, повергнувший миллионы россиян в нищету. Попытки выжить привели к проституции, торговле людьми и детской порнографии. Лондонский "Channel 4" назвал их "отвратительными" и обвинил звукозаписывающую студию в пособничестве "открытой педофилии".

"Мы возражаем и вовсе не находим забавным тот факт, что Иван подает их как детскую сексуальную фантазию, - говорит Мишель Эллиотт, директор группы защиты детей "Kidscape". - Эти девочки талантливы. Жаль, что их рекламируют за счет сотен тысяч сексуально совращенных детей".

В своем интервью Шаповалов осудил индустрию детской порнографии, но заявил, что западные страны, в частности Англия и США, несут за эту продукцию равную ответственность с самыми ее масштабными потребителями. Одна из причин, по его словам, в подавлении сексуальной сферы.

"Мне звонят из Англии с вопросами, правда ли, что я посещал детские порнографические сайты, а в это время половина Англии сидит в Интернете и просматривает их, - говорит Шаповалов. - Очень плохо, что Россия платит своим имиджем за открытые отношения, но такова жизнь. Россия производит, а весь мир смотрит".

Оставим в стороне культурные противоречия: группа была создана, чтобы шокировать. Катина и Волкова в коротких школьных платьицах обнимаются и целуются на сцене и чаще выглядят скорее мужской фантазией, чем примером лесбийской любви. Как будто Шаповалов, изучив MTV, составил список того, что наверняка привлечет внимание как западной, так и российской аудитории.

"Им было по 14, когда я их нашел, - говорит он. - Мои друзья смотрели на меня, как на маньяка".

Боб Гучьоне-младший, основатель влиятельного музыкального журнала "Spin", а ныне издающий журнал для мужчин "Gear", говорит, что "Тату" - это "не имеющий привязки ко времени трюк человека, который нашел нужную кнопку". По его словам, "это не та проблема, которая сломает хребет цивилизации. Это что-то вроде усовершенствованного театра Кабуки".

Америка, кажется, на "Тату" не обиделась. Девушки были совершенно неуправляемы в гостях у Джея Лено: похотливо целовались, игнорируя просьбы не делать этого, и пришли на шоу в майках, на которых протест против возможной войны с Ираком был выражен по-русски матерными словами. Одним словом, гастроли имели успех, заявил Дэвид Джанк, глава "Universal Records" в России - американского лейбла, представляющего группу.

"Я пытаюсь вывезти российские группы на Запад уже много лет, и наконец у нас получилось, - говорит он. - Надеюсь, что это лишь начало русского вторжения".

Артем Троицкий с этим не согласен. "С точки зрения музыки это ничто, - говорит он. - В России сейчас есть много гораздо более серьезного материала. Это лишь приятный маленький пустячок".

А вообще-то, ставить точку рано: раньше Россия "экспортировала" Плисецкую и Шостаковича, теперь двух девочек-подростков, изображающих на сцене лесбийскую любовь. Прогресс или регресс?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter