Как наука помогает урожайности

Пустите в поле ученых

С детства не покидала уверенность: огородничество не моя стихия. Могу выступать в сельском хозяйстве только в качестве грубой физической силы: вскопать, принести, колья вбить… Что-то типа фитнеса получается: поддерживаю фигуру за собственные деньги. Ибо если посчитать затраты на саженцы-семена, удобрения, инвентарь, не говоря уже про топливо для поездок на участок, то в моей семье сельскохозяйственный сектор не дотационный, а безнадежный. Ладно, кокос не растет, банальная морковка с салатом не каждый год зеленеют. Надо подтягиваться. И никак не удается амбициозным домашним доказать: не трудолюбием единым живо овощеводство. Наука силы экономит.


Сосед мой не агроном, не биолог. Был он строителем в профессиональной жизни, но в душе — ученым-экспериментатором. И реализовал страсть к эмпирическому познанию на своих делянках. Год за годом скрупулезно записывал: какую культуру на какой грядке посадил — на солнечной стороне ли, под деревом, чем удобрял, опрыскивал, подкармливал. И методом научного тыка наконец-то вычислил идеальную технологию возделывания для каждой культуры.

Словом, оказалось, что сельское хозяйство не сложнее рыбалки. Как говорится, поливай да собирай. Главное — технологию отработать и ее соблюдать. Погода-капризница, конечно, вносит свои коррективы. Но урожай получается либо очень большой, либо очень достойный.

Вроде бы у профессиональных сельхозпредприятий вообще проблем не должно возникать. Слава богу, у них есть возможность не полвека летопись вести, а науку подключить. По большому счету можно и исследование почвы своих четырех соток заказать, но дороговато получится. Когда разговор идет о десятках гектаров, то окупаемость изысканий совершенно другая.

Впрочем, все уже изучено и записано независимо от расторопности аграриев. С 1980-х годов каждые четыре года по методике Института почвоведения и агрохимии НАН проводится исследование сельскохозяйственных угодий. Специалистами областных проектно-изыскательских станции по химизации сельского хозяйства берутся пробы почвы с каждого элементарного участка — поле 3–12 гектаров, и анализируются по 12 показателям. Результаты хранятся в базах данных. Областные станции по химизации сельского хозяйства опять же по методикам Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси рассчитывают оптимальные дозы внесения удобрений по каждому полю, составляют карты, вручают их агрономам на местах… А если более плотно подключить науку, то ученые из того же института могут под каждое поле разработать оптимальную технологию. Четко расписать, какие удобрения вносить, как и так далее. И какой урожай какой культуры можно получить. И не надо в СПК голову ломать: только сей и убирай. Тоже, конечно, процесс непростой, требующий и организации, и финансирования, и экономических расчетов… Но непосредственно аграрная составляющая уже программируется. С определенной, конечно, погрешностью.

И дожить до урожайности 60—80 центнеров с гектара можно на почвах со средней балльностью для Беларуси. И такие примеры есть. В передовых хозяйствах, которые активно пользуются услугами науки. Кстати, стоят они отнюдь не дорого. Правда, обращения к ученым единичны. И опять же заказы есть от передовых хозяйств, у которых и так с урожайностью и рентабельностью неплохо. И сотрудничеством с узкими специалистами они только улучшают результаты.

Как-то вспомнилось, что по показателю вклада сектора услуг в добавленную стоимость мы ниже среднемирового — 54 процента в 2017 году против 67,5 процента в среднем по планете. А в развитых странах этот индикатор составляет 80—90 процентов — в Британии, США, Гонконге. Иной раз приходится слышать: мол, недостаточно развиты у нас услуги. Возможно, нет неких спе­цифических опций в финансовом или инвестиционном консалтинге. Все-таки у нас нет Сити или Уолл-стрит. Но множество интеллектуальных услуг рассчитано на компании из традиционных отраслей. И они повышают их конкурентоспособность. Другой вопрос, что далеко не все из них востребованы. Будто некоторые наши производители не коммерческой деятельностью занимаются, а, как я — балуюсь с лопатой в огороде. Поясницу разминаю.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter