Что сделает поля более урожайными

Пустились по каналам

Статус сельскохозяйственной страны обязывает белорусских аграриев и ученых заботиться не только о прибыли, но и о том, чтобы земля‑кормилица оставалась долгие годы плодородной. Не последнюю роль в этом играет грамотно проводимая мелиорация. На днях и Президент уделил ей особое внимание на совещании с руководством Совета Министров. Корреспондент «НГ» выяснила у компетентных специалистов, какой фронт работ вырисовывается на перспективу.


Время чистить и орошать

Для начала разложим по полочкам. Сегодня базой агропромышленного комплекса страны, который формирует 7 % валового внутреннего продукта и 19 % общего объема экспорта товаров, является растениеводство. И оно напрямую зависит от количества и качества земельных ресурсов. Какие они у нас?


На 2,9 миллиона гектаров сельхозугодий из 8,3 возможность ведения эффективного растениеводства обеспечивает непрерывная работа мелиоративного комплекса. То есть треть производства растениеводческой продукции напрямую зависит от состояния мелиоративных систем, говорит главный научный сотрудник Института мелиорации НАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Анатолий Мееровский:

— Если эксплуатационное обслуживание отсутствует, то даже самая современная и совершенная мелиоративная система выходит из строя уже через 5—10 лет. Каналы и площади, особенно понижения, зарастают древесно‑кустарниковой растительностью, происходит повторное заболачивание площадей, теряется возможность ведения механизированного сельскохозяйственного производства. Результаты исследований показали, что в случае прекращения обслуживания мелиоративных систем ожидаются потери около 30 % валовых сборов сельскохозяйственной продукции, которые не удастся компенсировать за счет перенаправления средств на земли с естественным водным режимом. Стоить интенсификация сельхозпроизводства до существующего уровня будет несоизмеримо дороже поддержания работоспособности мелиоративных систем.

Осушенные почвы характеризуются более высоким потенциальным плодородием по сравнению с зональными почвами естественного увлажнения. Их преимущество в большем содержании органического вещества и лучшей влагообеспеченности. Последнее — исключительно важно для районов, страдающих от засушливых явлений.

— В первые годы после осушения Полесья максимально использовали природный потенциал здешних почв, не нужно было вносить органические и азотные удобрения. Но вскоре оказалось, что эти ресурсы исчерпаемы, причем за краткие сроки. Через 50—60 лет эксплуатации уже нет избытка азота, а есть его дефицит. Возникла потребность в систематическом внесении органических удобрений. Как мелиоративная система требует постоянного ухода и совершенствования, так и система земледелия должна уточняться и адаптироваться ко всем происходящим изменениям, — предупреждает ученый и обращает внимание на конкретные примеры: — В настоящее время на части осушенных земель мы недобираем урожай из‑за несоблюдения необходимых агротехнологий. Районы, некогда поражавшие высоким уровнем растениеводства и животноводства на осушенных землях (Лунинецкий, Любанский), сегодня далеко не на первых ролях.

Улучшения требуют программного подхода

Серьезный удар по мелиорации был нанесен в 1990‑е годы, когда с развалом Советского Союза и стройной системы управления мелиоративной отраслью были резко сокращены ремонтно‑эксплуатационные работы. Годовой прирост площадей, требующих реконструкции, доходил до 50—60 тысяч гектаров.

— К 1998—2000-м годам накопившийся эффект в виде повторного переувлажнения и даже заболачивания ранее осушенных площадей начал заметно сказываться на сельскохозяйственном производстве, — продолжает Анатолий Семенович. — Тогда и появились первые регулярные государственные программы сохранения и использования мелиорированных земель, в рамках которых к нынешнему дню уже реконструировано более полумиллиона гектаров, осуществляется регулярная эксплуатация практически всех мелиоративных систем.

Ученый уверен, что благодаря государственной поддержке удалось стабилизировать состояние мелиорированных земель и сохранить сельскохозяйственное производство.

— Так, первая республиканская программа на 2000—2005 годы, выполненная хоть и не в полном объеме, затормозила процессы выхода из строя мелиоративных систем. Последующие программы практически остановили прирост потребности в реконструкции, в частности за счет своевременного выполнения ремонтно‑эксплуатационных работ, — подчеркивает Анатолий Мееровский.

Впрочем, несмотря на республиканский охват программ, важно учитывать то, что условия работы мелиоративных систем, как, собственно, и условия хозяйствования, имеют существенные различия по регионам.

Кадровый голод

Нередко ответственные за работы на местах, заводя разговор о мелиорации, подчеркивают, что нормальное функционирование систем упирается в недостаток денег.


— Финансовая сторона, естественно, является одной из важнейших, и несвоевременное выделение средств ведет к запаздыванию начала выполнения работ и проведению их в неблагоприятных погодных условиях. Однако есть и нерешенные вопросы с износом техники, массовая закупка которой требует отдельного подхода. Острой проблемой стоит нехватка специалистов в отрасли, —‑ не скрывает директор Института мелиорации, кандидат технических наук, доцент Александр Анженков. — Не самая привлекательная зарплата, работа в сложных условиях ведут к оттоку квалифицированных кадров, особенно механизаторов.

По словам собеседника, то, что государство взяло на себя тяжесть финансирования мелиоративных работ, ставит тех, кто работает на землях мелиорированных и с естественным водным режимом, в равные экономические условия, однако это ведет к не всегда ответственному отношению хозяйств к мелиоративным системам и мелиорированным землям.

Еще одна насущная проблема — этими специализированными работами на местах занимаются разные организации. Нередко случается, что какие‑то объекты приводят в удовлетворительное состояние, а на другие элементарно не хватает средств, сил и техники. В итоге страдает система в целом. Нужна ли централизация процессов?

— Безусловно. Она актуальна для осуществления единой технической политики в этой важной сфере, оценки перспектив и координации использования выделяемых средств, планирования государственных программ, свое­временного внесения изменений в отраслевые и смежные нормативно‑правовые акты. Для такой работы требуется орган на уровне отдела министерства или департамента, — считает директор Института мелиорации.

Другой знаковый момент — сможет ли страна обойтись без мелиорированных земель (а к такому положению можно прийти, если серьезно не заниматься их сохранением)?

— Без мелиорации никак. Не только потому, что от нее зависит каждый третий гектар сельскохозяйственных земель, который для десятков районов является основой аграрного производства. Во всем мире мелиорация признана одним из важнейших направлений технического прогресса в сельском хозяйстве, — подчеркивает Александр Анженков. — Ни одна страна с развитым аграрным производством не допускает сокращения мелиорированных земель. Происходящие процессы изменения климата требуют усиления роли земель с управляемым водным режимом.

В ТЕМУ

Благодаря госпрограммам у нас в отличие от других постсоветских стран удалось сохранить инфраструктуру отрасли. Работают как предприятия мелиоративных систем (ПМС), так и передвижные механизированные колоны (ПМК). Важно: зачастую это единственные сильные строительные организации в районных центрах, которые могут выполнять все виды работ на мелиоративных системах.

— Исходя из ранее сложившейся практики, ПМК выполняли более сложные задачи гидротехнического строительства, например специализировались на реконструкции, в то время ПМС больше занимались уходом за системами и ремонтами, — поясняют в Институте мелиорации. — К настоящему времени ПМК и ПМС в значительной степени выравнялись и по техническому оснащению, и по специализации, и те и другие способны выполнять весь спектр гидромелиоративных работ. Кроме того, с целью диверсификации ПМК и ПМС нередко выполняют общестроительные работы в регионе.

kurak@sb.by

Выражаем благодарность РУП «Институт мелиорации» НАН Беларуси за помощь в подготовке материала
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter