«Пусть выпьют за нашу Победу!»

Свидетельство очевидца капитуляции
Свидетельство очевидца капитуляции

Ушел я на войну из Ленинграда, окончив военно–инженерное училище. Закончилась Великая Отечественная для меня на территории инженерного училища в Карлсхорсте, недалеко от Берлина. Позже здесь появится музей капитуляции фашистской Германии, затем переименованный в музей «Берлин–Карлсхорст». А в конце апреля 1945–го тут расположился штаб 5–й ударной армии 1–го Белорусского фронта. При штабе я служил сапером. И не догадывался, что в ночь с 8 на 9 мая стану свидетелем исторического события.

Акт о капитуляции Германии решили подписать в столовой Карлсхорстского училища. Меня назначили дежурным офицером по залу.

Большинство офицеров приехало на конференцию прямо с передовой. Так и вошли: без парадных мундиров, без наград, в боевых кителях, с наспех пристегнутыми орденскими планками.

Помню, как в крохотной курилке нервно давился сигаретным дымом начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами Германии Вильгельм Кейтель. Победители демонстративно выходили курить в смежную комнату.

В полночь я стоял у полуоткрытой двери в столовую. Смотрю вперед: из фойе идет группа генералов и офицеров, впереди — маршал Жуков. В новом кителе, с двумя золотыми звездами Героя Советского Союза. На лице улыбка. Маршал оглядел собравшихся и торжественным голосом произнес: «Мы собрались по поручению своих правительств, чтобы принять капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии». Затем сделал паузу и добавил: «Введите представителей немецкого командования!»

В конце зала открылась вторая дверь. Вошел Кейтель, за ним два генерала и три рослых полковника. Кейтель на минуту остановился, поднял фельдмаршальский жезл, опустил и прижал к груди. После этого ритуала немцы, одетые в мышиного цвета кители со свастиками и орлами, сели.

Как только немецкая делегация села за стол, Жуков спросил, есть ли у всех текст Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Кейтель кивнул, и переводчик подтвердил: «Да, они готовы подписать». Маршал Жуков предложил представителям немецкого командования подойти к столу союзного командования. Кейтель поставил свой автограф. Вслед за Жуковым свои подписи на документе оставили представители США, Великобритании и Франции.

В 0 часов 43 минуты по московскому времени 9 мая 1945 года церемония завершилась.

Около часа ночи начался банкет — с русской осетриной и икрой. 30 раз поднимали стопки со «Столичной», сначала за маршалов, потом за танкистов и летчиков, санитаров и полковых поваров. В разгаре банкета Жукова спросили, что делать с делегацией Кейтеля. «Пусть выпьют за нашу Победу!» — сказал маршал и приказал отнести немцам русской водки.

В шесть утра я закончил дежурство и ушел в свой коттедж. То, что мне довелось стать свидетелем исторического события, я понял только потом. А сначала хотелось просто выспаться.

Михаил ФИЛОНОВ, полковник в отставке, Борисов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter