Сельская газета

Пусть всего три, но зато конкретных километра

Какую пользу принесет новая госпрограмма по развитию и содержанию автомобильных дорог

РОССИЯНЕ, которые к нам приезжают, восторгаются нашими дорогами: никакого, мол, сравнения с их, которые больше напоминают направления. Конечно, такая оценка льстит. Только это совсем не повод для восторгов – равняться ведь надо не на худших, а на те страны, до которых нам еще  тянуться и тянуться. И потом, мы же не туристы заезжие, знаем, что не все у нас гладко на асфальтовых магистралях.

Почти 30 процентов участков республиканских дорог не соответствуют нормативным требованиям: неровное, дефектное или непрочное  покрытие. Водители на них вынуждены снижать скорость, пропадают время и деньги. У специалистов есть претензии к третьей части  мостов. Почему такое стало возможным?  Потому что за 8 лет на треть  сократился километраж капитального ремонта республиканских дорог и в 2,5 раза —текущего. Малые вложения могут аукнуться большими неприятностями. Если ежегодный износ не восстанавливать, пойдет  необратимый процесс постепенного разрушения покрытий. Вот здесь  скупой заплатит дважды —  ремонт и восстановление их обойдется в 2,5—3 раза дороже, чем при своевременных затратах.

На преодоление этих негативных тенденций направлена только что принятая Правительством Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Беларуси на 2017—2020 годы. Намечается провести текущий ремонт 4000 и капитальный — 200 километров республиканских  трасс. Одновременно планируется реконструировать и возвести по параметрам первой категории 274 километра, за счет кредитов реконструировать 380 километров республиканских автодорог.

Но эти транспортные артерии у всех на виду. Гораздо сложнее ситуация с местными дорогами — почти треть требует ремонта, 64 процента мостов имеют проблемы. Эти  долгое время были полузабыты. В предыдущей Государственной программе конкретные цели в масштабах страны по их обновлению не ставились, все отдавалось на откуп облисполкомам. А там, как обычно, ссылались на нехватку средств. В итоге крайними оказались сельские жители и сельхозпроизводители. На плохих дорогах техника чаще ломалась, возникали сложности с ремонтом из-за денежных проблем. Да и горожане, которым приходилось добираться к родственникам по проселочным дорогам, не жалели нелестных слов в адрес дорожников.

Весной этого года на проблему обратил внимание Президент и поставил задачу привести в порядок за 3—4 года местную дорожную сеть. Это учли разработчики новой программы.  Планируется отремонтировать и реконструировать не менее 7 тысяч километров местных дорог.

Отрадно, что эта огромная цифра строго детализирована. Расписаны конкретные участки, требующие проведения первоочередных ремонтных работ. Их 1179. Одни по полтора, другие по 10—15 километров. Например, намечено привести в порядок участки на дороге Копыль — Ленино — Селище протяженностью 3 километра. Местным властям поставлена конкретная задача. А жители вправе спросить, как выполняется решение Правительства.

Конечно, хорошо, когда власть озабочена автомобильными дорогами и вкладывает в них немалые средства. Однако, возможно, стоит перефразировать известную поговорку: на власть надейся, да и сам не плошай. Приведу примеры. Как-то довелось ехать с руководителем сельхозпредприятия по разбитой местной  дороге. Он возмущался: почему ДЭУ ее не ремонтирует. Через некоторое время в другом хозяйстве другой директор рассказывает: когда дорога на ферму стала совсем никакая, не дожидаясь, когда на ремонт появятся бюджетные деньги, взял и обновил за средства предприятия. Мог, конечно, сидеть сложа руки, тихо возмущаться. Но посчитал, лучше вложить деньги и продлить тем самым срок эксплуатации техники. Словом, потратил один рубль, а сберег минимум два.

gedroiz@sb.by
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
В России дороги по старой традиции в провинции очень плохие. В советской России это было из-за распыления средств на многочисленные объекты, в капиталистической России из-за коррупции и государственных закупок. Условия госсзакупок работ и услуг, которые обязаны проводить бюджеты всех уровней, заранее определяют очень плохое качество и плохих исполнителей. Даже в Белоруссии многие знают, что в Москве и больших городах России ремонты покрытий производят через 2-3 года. Так легче воровать. Я имею несчастье наблюдать работу таких контор, вроде "рога и копыта". Так как деньги бюджетные, чиновникам от их вложения ни холодно ни жарко. Контроля никакого. Ссылаются на некие гарантии в контракте. Еще ни разу никто по гарантии ничего не сделал. В России все как говорил Черномырдин "Хотели как лучше, получилось как всегда". Строительство дорог, как никакое другое, должно быть под особым контролем. Строить должны специалисты и принимать должны очень опытные специалисты. Мне кажется, в Белоруссии это достижимо. В России это невозможно. Недавно на нашей улице снова положили асфальт. За последние 10 лет это уже 3-й раз. И опять решетка ливневой канализации возвышается над покрытием на 5 см, т.е. через год-два ремонт повторится. Значит это кому-то надо. Проезжал по Волгоградской области, строят там дорогу. Земляное полотно из супесей с прожилками суглинков и даже глин. Водоотвод конструктивно не обеспечен. Что это означает? Пучины и скорейший выход дороги из рабочего состояния. И даже самый лучший асфальт ничего не спасет. Строить-то нужно с подключением головного мозга и честным исполнением своих обязанностей.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости