Пусть возвращается клиент, а не продукция

БЭТЗ осваивает прогрессивные технологии для железных дорог

Брестский электротехнический завод осваивает прогрессивные технологии для железных дорог 

Железнодорожный транспорт в стране, пожалуй, наиболее популярный и востребованный. Полные составы давно стали привычным зрелищем. Ясно, что обеспечить безопасность на стальных магистралях — сложная задача. Впрочем, с ней легко справляется Брестский электротехнический завод — единственный в стране выпускающий системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. О модернизации БЭТЗ, продукции нового поколения и выгодном инвестпроекте рассказывает директор завода Степан ШКАПИЧ.

— Степан Ильич, расскажите, пожалуйста, о специфике продукции Брестского электротехнического завода.

— Еще в 2007 году мы заключили лицензионное соглашение с предприятием ООО «АЖД Прага» из Чехии. Таким образом получили право на производство универсальных источников питания UNZ. Они предназначены для обеспечения гарантированного бесперебойного электропитания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Применяют их в основном вместо существующих морально устаревших панелей питания. С 2008 года по лицензии ООО «АЖД Прага» налажено производство программно-аппаратных комплексов микропроцессорной централизации ESA 11-BC. А с 2012-го — электронной автоблокировки АВЕ-1-ВС и светооптических светодиодных систем для карликовых и мачтовых железнодорожных светофоров.

— Это не противоречит утверждению, что системы производства БЭТЗ именно из Бреста?

— Совсем нет, ведь доля локализации производства по номенклатуре всех систем достигает 65 %. Если говорить о денежном выражении, то это пятая часть. Процент будет увеличиваться в соответствии с программой импортозамещения БЭТЗ и планом модернизации предприятия до 80 % и 50 % соответственно.

— Где сегодня используется техника производства БЭТЗ?

— С 2010 года она функционирует на станции Степянка — там внедрены микропроцессорная централизация и универсальные источники питания. В Новополоцке и Ждановичах они появились через год и два года соответственно. В июле 2013-го оборудование поступило на станцию Бобруйск.

С 2013 года ведется монтаж оборудования на участке Осиповичи—Жлобин. Так, в декабре БЭТЗ поставил оборудование для станций Осиповичи-1 и Осиповичи-3. А в феврале нынешнего года наша продукция появилась на станции Татарка. В марте планируется отгрузка оборудования для станции Мирадино и остановочного пункта Ясень.

— Благодаря сотрудничеству с Чехией качество продукции растет?

— Безусловно, ведь все наши продукты создаются в рамках системы менеджмента качества в соответствии с СТБ ISO 9001-2009 и системы управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001-2009.

— Деловые отношения с Чехией будут продолжаться?

— Руководство ООО «АЖД Прага» намерено приобрести до 26 % акций БЭТЗ, а также инвестировать в производство не только финансы, но и ноу-хау и оборудование. Проведенная таким образом модернизация даст возможность купить современное оборудование. На таком оборудовании, которое планируется закупить и получить из Чехии, возможен поверхностный монтаж плат. За счет этого будет освоено производство наиболее сложных с технической точки зрения и наиболее дорогостоящих электронных компонентов для микропроцессорной централизации и электронной автоблокировки. Это позволит достичь указанных выше цифр по локализации производства. Также это даст возможность увеличить число рабочих мест и расширить ассортимент продукции.

— Какие виды продукции планируется освоить на БЭТЗ в ближайшее время?

— Также мы планируем выпускать реле, светофоры на оцинкованной металлической мачте, в том числе устанавливаемые на мостиках-консолях.

— Что еще даст заводу модернизация при участии чешских партнеров?

— Передовые технологии, которые могут послужить Белорусской железной дороге. Кроме того, существует необходимость выходить на новые рынки, а это возможно только при современных подходах к производству. Именно они делают продукцию более конкурентоспособной. Если ООО «АЖД Прага» все же приобретет наши акции, чешская сторона передаст нам технологии, которые со временем помогут полностью локализовать производство современных систем железнодорожной автоматики в Бресте.

Кстати, в рамках развития сотрудничества наши специалисты смогут научиться работать с программным обеспечением, проводить пусконаладочные работы по вводу некоторых видов оборудования в эксплуатацию, самостоятельно проводить гарантийное и постгарантийное обслуживание. Что немаловажно, ООО «АЖД Прага» готово проводить обучение и на своей территории.

— Новое оборудование, финансы, обучение… Что еще позволит вывести предприятие на качественно новый уровень?

— Мы бы хотели создать на базе предприятия конструкторско-техническое подразделение. В этом случае под руководством главного инженера специалисты завода с привлечением представителей БелЖД и ученых БелГУТ могли бы проводить научно-технические разработки качественно новых изделий и осуществлять конструкторско-технологическую подготовку к их серийному производству. С созданием этого подразделения мы сможем разрабатывать и сопровождать программное обеспечение, контролировать качество работ на месте строительства, проводить пусконаладочные работы и сервисное обслуживание.

— Что-то из нового оборудования уже появилось в цехах?

— Да, мы закупили и внедрили новое высокотехнологичное лазерное оборудование. Это лазерно-маркировочная машина «МишлМаркер» и лазерный комплекс «Хебр», который позволяет резать металлы толщиной до 10 мм. И как только будет создано новое конструкторско-технологическое подразделение, завод, используя это оборудование, сможет ускорить работу по выпуску новых изделий.

— Планы впечатляющие. Виден ли уже сейчас эффект от проводимой модернизации?

— Поставляющий необходимое оборудование железнодорожной автоматики и телемеханики на все дороги бывшего СССР, БЭТЗ продолжает свое дело и сегодня. Наши деловые связи за последнее время значительно расширились. Теперь это не только ближайшие соседи — Россия и Украина, но также страны Прибалтики и Средней Азии. Что примечательно, произведенная в Бресте техника для железных дорог используется в самой Чехии. Как следует из перечня продукции БЭТЗ, список наименований также расширился.

— То есть наиболее важная составляющая успеха завода именно модернизация?

— Мир и технологии постоянно меняются, поэтому любое промедление — это моментальное снижение конкурентоспособности продукции. Потому БЭТЗ уделяет исключительное внимание инновационным проектам, а также расширению производственных мощностей за счет внедрения современного технологического оборудования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter