Пусть вам повезет

Все больше людей предпочитают перемещаться на близкие и далекие расстояния в компании с незнакомцами...

Все больше людей предпочитают перемещаться на близкие и далекие расстояния в компании с незнакомцами. Для таких совместных поездок в интернете уже создано немало сервисов. Например, можно прямо в просторах сети «поймать» попутку с окраины города в центр или из одного райцентра в другой. Найти пару для путешествия тоже не проблема — заполняй анкету, и непременно кто–то да присоединится. Правда, нечего потом пенять на эксцессы в дороге: все–таки едет с тобой бок о бок не друг и не товарищ, а совершенно посторонний человек. И вероятность того, что совместная поездка будет безнадежно испорчена, очень велика. Как ни посмотри, попутчик — неоднозначный феномен.


Сесть на хвост


Однажды, еще в студенчестве, мне понадобилось срочно добраться из Минска до Березино. Ехала к родственникам, времени — в обрез. Друзья посоветовали поискать машину в интернете: в одном из сообществ я на авось попросила пользователей подбросить. К моему удивлению, минут через 15 позвонил приветливый мужчина, сказал, что отправляется из Минска в ближайшие полчаса и с радостью возьмет меня «на хвост». Мне лишь нужно было выйти на остановку у дома. Водитель не подвел: серебристый «Пежо» поджидал в назначенный час. Прыгнула в салон, и мы помчались в сторону кольцевой. Михаил оказался очень приветлив, слово за слово — разговорились. Меня интересовало, зачем решил взять незнакомого человека? Его аргумент: «Все равно еду один, почему бы не помочь? Деньги можете не предлагать, я не ради них подвожу».


С тех пор я больше не просила незнакомых людей меня подвезти. Хотя такими услугами в Минске и других городах страны пользуются сотни человек. А в Европе частный подвоз уже оформился в движение автомобилистов — карпул (от англ. carpool — совместная поездка на машине). Люди поняли, что на работу, на дачу, за покупками в другой город намного выгоднее ездить вместе — можно разделить расходы на дорогое топливо, найти приятную компанию, а еще внести свою лепту в решение очень серьезной проблемы — перегруженности дорог транспортом. Количество авто на дорогах растет лавинообразно. А это — кубометры выхлопных газов, которые наносят непоправимый вред экологии. Пересади трех водителей–одиночек в машину к четвертому — и вот уже на трассе минус три авто...


Естественно, подвозить посторонних людей решится не каждый. Но и у нас карпул потихоньку приживается. Не без нюансов, конечно. Например, пассажиры порой опасаются, что водитель окажется нечестным или будет сильно гнать по трассе, подвергая жизнь попутчиков опасности. Так что заманить в свое авто тоже не так просто — сначала нужно себя зарекомендовать. Вот что мне рассказал участник движения, зарегистрировавшийся на одном из сайтов для поиска попутчиков под ником Dziki:


— Я достаточно давно разместил объявление, что готов ежедневно подвозить трех человек с улицы Восточной в Минске на улицу Революционную. Причем плату за проезд я принципиально не беру! Ведь каждый день в районе 9.00 езжу по одному и тому же маршруту... Но за все это время никто так и не позвонил.


Чуть больше повезло в этом плане жителю Борисова. Он был готов ежедневно подвозить в Минск до 4 человек. Считает, это достаточно выгодно обеим сторонам: водитель окупает стоимость бензина, а сами попутчики платят за проезд в чужом авто меньше, чем за маршрутку. Борисовчанин говорит, что натолкнулся на сайт, когда сам искал, чем бы быстро добраться до нужного места:


— Когда понял, что схема работает, предложил свои услуги. Сейчас звонят постоянно. Конечно, когда люди садятся в салон авто в первый раз, слегка смущаются — все–таки незнакомец за рулем, мало ли что! Наверное, у наших людей менталитет такой. Но после первой же поездки это проходит.


Кстати


В США выгодно брать попутчиков. Если в машине более трех человек, такой автомобиль получает статус carpool и может использовать специальную полосу carpool lane. А власти Вашингтона организуют специальные места для сбора попутчиков, вокруг станций метро и крупных автобусных остановок развешены таблички с указаниями направлений для карпула.


Вместе в отпуск


Советы психологов могли бы пригодиться и тем, кто предпочитает отправляться с незнакомыми людьми в отпуск. Ладно, провести в одной машине час–другой. Другое дело, если вас с попутчиком связывают еще и коммерческие отношения: забронирован на двоих один номер в отеле, оплачены всевозможные экскурсии. Как быть, если милейший в переписке человек окажется сухарем и букой? Безусловно, опытные попутчики предпочитают, до того как сесть в самолет, хорошенько пообщаться — сходить вместе в кино, в кафе. Так хоть минимальное представление о чужом характере и увлечениях будет.


Впрочем, не всех это так уж сильно интересует. Многие девушки предпочитают сносить неприятное общество пару недель, лишь бы попутчик... взял все расходы на себя. «Содержанок» на специализированных сайтах для поиска попутчиков хватает, как, впрочем, и толстеньких «кошельков на ножках». Одного из таких я и подловила, заполнив анкету и указав, что в отпуск хочу поехать бесплатно. Буквально через день после того, как я в красках расписала свои достоинства, пришло письмо от некоего 45–летнего Влада: «Хочу отдохнуть от будничной жизни на острове Кипр с милой, симпатичной, некурящей девушкой. Понравится — можно будет знакомство продолжить». Ясное дело, Влад в процессе общения со мной на солнечном Кипре рассчитывал получить некоторые бонусы — я должна была скрасить не только его дни. И если сама на такое я бы в жизни не пошла, то сотни других девушек с радостью приберут Влада и его кошелек к рукам.


С одной из них списалась в интернете. Марина путешествует за счет других уже очень давно: объездила полмира, была в Таиланде, Индии, исколесила практически всю Европу и при этом не потратила ни гроша. Но неужели не было опасений нарваться на неприятности? «Конечно, до конца никогда нельзя быть уверенной в человеке — мужчина ведь может оказаться садистом, извращенцем. Мне такие, к счастью, не попадались, все по обоюдному согласию, я знаю, на что иду, и такой вариант отдыха меня полностью устраивает!»


Что тут скажешь? Каждый себе хозяин. Наверное, совместные поездки — это лотерея, ведь в них, помимо риска и моральных издержек, могут быть и положительные моменты. Адреналин, новый опыт и т.д. и т.п. Главное — разобраться, чего вы ждете от путешествия, и не отчаиваться, если что–то не удалось. А хорошая компания всегда найдется.


Компетентно


Кандидат психологических наук, доцент Леонид Левит:


— Дело вовсе не в менталитете, ведь рядом с незнакомым человеком каждый из нас чувствует себя не очень комфортно. Вообще, существуют три уровня доверия. Полное доверие, которое может устанавливаться лишь в узком кругу людей — родственников, близких друзей. Неполное доверие — с теми, с кем мы сотрудничаем. И третий уровень — это отсутствие доверия, если перед нами находится мошенник или шарлатан. Люди, зарегистрировавшиеся на подобных сайтах для карпула, знакомства или совместного отдыха, должны понимать, что их могут обмануть. Не приехать вовремя в назначенное место, не заплатить деньги. Нет универсального рецепта, как уберечь себя от этого. Надо просто иметь голову на плечах и не проникаться сразу доверием без разбора. А вообще, я бы посоветовал предварительно встречаться лично, беседовать хотя бы час–другой. А то одна неудачная поездка может вмиг перечеркнуть 10 удачных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter