«Пусть трудности останутся позади…»

Интервью с главой Витебского облпотребсоюза Александром Шинкоренко

В нынешней экономической ситуации торговый рынок наиболее чувствителен к всевозможным колебаниям. Стремительно расширяется предпринимательская сеть, крупные торговые фирмы идут в райцентры. В то же время у них нет «убыточных» обязанностей по обслуживанию пустеющих отдаленных деревушек, нет необходимости ежедневно отправлять в неблизкий путь десятки автомагазинов. Как в данных условиях удается выстоять кооперативной торговле, являющейся социальным гарантом многотысячной аудитории покупателей? Какие позиции предстоит укрепить в текущем году? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя правления Витебского облпотребсоюза Александра Шинкоренко (на снимке).

— Александр Николаевич, каких наиболее значимых результатов удалось добиться в минувшем году?

— Если говорить кратко и обобщенно, то следует отметить: все усилия были направлены на выполнение заданий развития отраслей деятельности и повышение эффективности хозяйствования с целью финансового оздоровления. Но за этими словами стоят множество мероприятий, десятки внутренних программ, инновационные для отрасли решения. В итоге получено свыше 6,5 миллиарда рублей чистой прибыли, обеспечена рентабельная работа всех отраслей, отмечен рост продаж.

— Насколько выполнимыми для вас оказались прогнозные показатели, установленные Белкоопсоюзом?

— За 2010 год темп роста розничного товарооборота составил 109 процентов (при прогнозе 107), товарооборота общественного питания – 107,6 (при прогнозе 105,5), по производству потребительских товаров – 110,3 (при прогнозе 110), закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у населения – 112,1 (при прогнозе 110), платных услуг населению – 119,7 (при прогнозе 119), в том числе бытовых – 120,9 процента (при прогнозе 120 процентов). Кроме того, выполнен целевой показатель по сокращению энергопотребления и по соотношению запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства, обеспечено положительное сальдо внешнеторгового оборота.

— Успешное развитие организации невозможно без расширения и укрепления производственно-технической базы. Определенный фундамент заложен?

— Конечно. Объем инвестиций в основной капитал за год превысил 40,4 миллиарда рублей – это второй результат среди облпотребсоюзов страны. Наибольшая сумма вложений направлена на развитие основной отрасли – торговли, ведь ее удельный вес в совокупном объеме деятельности составляет более 80 процентов.

Отремонтировано и реконструировано 379 торговых объектов, построено 12 новых предприятий шаговой доступности, открыт самый крупный в системе потребительской кооперации области магазин «Дисконт» в Новолукомле. Кстати, это позволило обеспечить темп роста розничного товарооборота потребительской кооперации в Чашникском районе за минувший год на 115,3 процента, а за декабрь – на все 132! Вот они, лежащие на поверхности, секреты успеха. Главное – почувствовать, найти и вовремя реализовать…

— Каковы сегодня позиции витебчан по сравнению с другими регионами Беларуси?

— Реализация комплекса мер позволила занять лидирующее положение в системе Белкоопсоюза по товарообороту в расчете на одного жителя райцентра и поселков городского типа. Темп роста по райцентрам составляет 111,4 процента. Вполне устойчивы позиции, как уже говорилось, и по другим направлениям. Заготовительный оборот составил 114 тысяч рублей на одного жителя, что является лучшим показателем в стране. Но, конечно же, все это – далеко не предел. С учетом складывающейся ситуации и быстрого развития конкурентной среды именно совершенствование работы торговых объектов в райцентрах и городских поселках позволит нам обеспечить преимущество в регионах Придвинья. На это и будем направлять основные силы.

— Каждая область имеет свою специфику, которая служит положительным или же отрицательным фактором в работе кооперативной торговли. Чем примечательна в данном плане Витебщина?

— Можно говорить о наличии определенных позитивных моментов. Но их привлекательность, к сожалению, меркнет перед такими специфическими особенностями, как низкая плотность расселения жителей в сельских регионах, значительная территориальная удаленность поселков, самое большое в республике количество малых деревень. На сегодняшний день примерно в 4,6 тысячи населенных пунктов (или 79 процентов от их общего количества) проживают менее 50 человек. Например, в Браславском районе таких сел более 90 процентов, свыше 80 — в Бешенковичском, Верхнедвинском, Миорском, Поставском, Россонском, Ушачском и Шумилинском районах. Население каждой четвертой деревни Придвинья – от 1 до 10 человек.

В итоге убытки от содержания магазинов в малых населенных пунктах и автомагазинов за прошлый год составили 2,8 миллиарда рублей. Однако обслуживание жителей малых населенных пунктов мы считаем своей социальной задачей и предметом особой заботы, делаем все возможное для качественного повышения уровня жизни в глубинке. В минувшем году для данных целей было приобретено 16 новых автомагазинов.

— Какие задачи ставят перед собой кооператоры на год нынешний?

— Обойдемся без громких слов и общих фраз. Если же говорить о конкретных шагах, начнем строительство новых современных высокоэффективных торговых объектов с торговой площадью свыше 500 квадратных метров в Поставском и Лепельском райпо. Будут проведены реконструкция действующих и новое строительство универсамов в Браславском, Глубокском, Дубровенском, Лиозненском, Толочинском, Ушачском и Шарковщинском райпо. Откроется 20 торговых объектов шаговой доступности из легких конструкций в микрорайонах и городах.

Серьезные задачи стоят перед отраслью общественного питания. Здесь будут создаваться кафетерии, пиццерии, пивные бары, закусочные типа «кофейня» и другие объекты быстрого обслуживания. Многое предстоит сделать по развитию придорожного сервиса, внедрению в производство технологии шоковой заморозки готовой кулинарной продукции и реализации ее в объектах общественного питания, не имеющих кухонь, что особенно актуально для предприятий, расположенных вне районного центра.

Получат развитие новые формы обслуживания, такие как кейтеринг – проведение торжеств и других мероприятий на базе заказчика.

На новый уровень развития выйдет и промышленная отрасль. Продолжится оптимизация хлебопекарных предприятий, будут внедряться энергосберегающие технологии, расширяться возможности Поставского и Браславского колбасных цехов, реконструироваться овощехранилища.

Одним словом, цели поставлены. Дело за кадрами. Есть все основания полагать, что совместными усилиями мы сможем справиться с намеченными планами и для блага людей поднять кооперативную сеть Придвинья на еще более высокий качественный уровень.

— Спасибо за беседу. Успехов вам, Александр Николаевич, и вашему коллективу во всех начинаниях.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter