Пусть светит солнце в доме!

С прогнозами погоды давно уже сверяют свою жизнь и деятельность спасатели и дворники, строители и энергетики, министры и обычные граждане нашей страны -- это самая оптимальная тема для обсуждения в любой компании…На дождь или гололедицу всегда можно сослаться, опаздывая куда-либо. Резко падающим или поднимающимся атмосферным давлением объясняют головную боль и вялость. Именно в погоде каждый почему-то мнит себя докой, считая работу синоптика необременительной синекурой. Между тем прогноз погоды -- высокоинтеллектуальный продукт. А производят этот продукт для нас профессионалы высокого уровня, которые работают в Республиканском гидрометеоцентре. С одним из тех, кто «делает» погоду, начальником службы гидрометеорологических прогнозов Дмитрием РЯБОВЫМ мы беседовали о морях, романтике, атмосферных фронтах и о прогнозе на февраль.

-- Ни в школе, а я учился в СШ № 21 города Минска, ни после ее окончания я даже не знал, что есть какие-то там синоптики. Мой отец был военным, окончил Бакинское высшее военно-морское училище. Детство мое прошло во Владивостоке. Последние новости Владивостока я всегда читаю на специализированных порталах. Неудивительно, что я больше думал о море. А после школы вообще ветер в голове гулял. Пошли с другом работать на «Горизонт», были слесарями-ремонтниками, -- вспоминает начало трудовой биографии Дмитрий Анатольевич. -- Затем друг ушел в армию, а я поехал поступать в Санкт-Петербург, в военно-морское училище. Тогда, в 1992 году, еще принимали курсантов из стран СНГ. Я хотел стать штурманом. Но конкурс был большой, и в результате ни на штурманский факультет, ни на факультет оружия я не попал. Места были только на гидрографическом факультете, в классе синоптиков. Хотя я не знал, что это такое, но согласился. И никогда не пожалел об этом. У нас готовили морских синоптиков для авианосцев. Летом после сессии каждый год в море ходили, практика была хорошая. Из шести выпускников я единственный попал на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», на котором прослужил по контракту пять лет. Крейсер по своим габаритам сопоставим с 10-этажным домом. На нем была специальная служба, где я начинал инженером-синоптиком.
-- Что больше всего запомнилось?
-- Служил в Мурманске. Основная моя функция -- гидрометеорологическая безопасность корабля и полеты авиации. Когда ходили в море, моей задачей было обеспечение полетов авиации. Составлял прогноз на предстоящий день и ближайшие сутки. Нужно было спрогнозировать, в какой район идти, чтобы лучше полеты прошли, не было опасности. Каждые полчаса докладывал о погоде руководителю полетов, командиру корабля. Ответственность огромная: самолеты взлетают против ветра, и я мог ошибиться в его направлении не больше 5 градусов. Слава Богу, все было хорошо. Полеты, особенно ночные -- незабываемая вещь. Там работают профессионалы, практически все летчики -- Герои России. Еще мне нравился… шторм. В 9-балльный не попал, но 7-ми хватило. Переносил спокойно, вот только есть хотелось. За время учебы и службы я побывал практически во всех морях. И не уставал восхищаться их обитателями. В каждом -- свои рыбы. Очень много дельфинов: в одних морях большие, в других маленькие, черные и немножко светлее. Они постоянно сопровождают корабль. Повидал черепах. А когда в Атлантику шли, впервые видели двух китов. Наблюдали, как пар поднимается, когда дышат.
-- А как вы перебрались на сушу?
-- Когда у меня закончился контракт, нужно было переучиваться. Возникли проблемы. Вот я и решил вернуться домой. В 2002 году пришел устраиваться сюда, в Республиканский гидрометеоцентр, на работу. Сначала работал синоптиком, потом ведущим инженером. Вначале было сложно. Вроде специальность одна, а специфика совершенно другая. Там, в Мурманске, совершенно другой климат, шла другая информация. Здесь же приходилось начинать все заново. Изучал климат Беларуси, географию, все синоптические процессы, которые оказывают влияние на страну. Кстати, здесь больше информации, чем там. Нас учили для морского климата, а здесь для предприятий, населения, для обслуживания народного хозяйства. Когда стал начальником службы, пошла и гидрология, и агрометеорология. Приходилось брать книги, читать, изучать. Спасибо начальникам отделов, которые поддерживали, помогали: Марине Нагибиной, Ольге Федотовой, Валентине Скребец, Людмиле Паращук. Они выучили меня, когда я только пришел. Рассказывали, показывали, объясняли, когда было непонятно.
-- Дмитрий Анатольевич, расскажите о рабочем дне синоптика.
-- За сутки синоптик обрабатывает около 70 синоптических карт. Кроме того, анализирует снимки с метеорологических спутников, данные метеорологических локаторов, особенно они актуальны в летний период (когда бывают грозы, град). Специалист просматривает различные прогностические (численные) модели, как свои, так и западных соседей, в основном немецкой и английской метеослужб. Проанализировав весь этот материал, делает прогноз погоды. Пишет прогноз по Беларуси, Минску, областям и областным центрам. Вся информация обновляется два раза в сутки. В дальнейшем он контролирует ситуацию и в случае возникновения опасных явлений выписывается штормовое предупреждение. И так круглые сутки на полном контроле. Рабочий день у нас никогда не заканчивается.
-- А в выходные дни вы думаете о погоде?
-- Мы постоянно в погоде: утром и вечером, в выходные и праздничные дни, когда гуляешь. Смотришь, оправдался или не оправдался прогноз. Если не оправдался, переживаешь. Проводим разбор, смотрим, анализируем, почему так произошло, чтобы не повторилось в следующий раз. Постоянно, как профессионал, об этом думаешь. А в принципе работа синоптика интересная, романтическая, хотя и совершенно неблагодарная. Когда прогноз оправдывается, никто этого не замечает. Правда, в последнее время довольно часто благодарят, особенно когда заранее предупреждаем об опасных явлениях.
-- Почему-то этих опасных явлений становится все больше: то выпадает снег, где его отродясь не видели, то цунами, то сушит страшно…
-- Идет изменение климата, поэтому и возросло количество опасных явлений. Даже те явления, которые раньше не приносили большого ущерба, становятся все более грозными. Квоту опасных явлений нельзя установить, но можно заранее предупредить, чтобы люди и организации могли подготовиться. Теперь проводятся саммиты, конференции по изменению климата на самом высоком уровне. Нам тоже нужно быть готовыми. Думать над разработкой новых материалов и мест для строительства, новых культурах, приспособленных к изменению климата. Важно и метеорологическое взаимодействие между соседними странами. Циклонам и ураганам границы не преграда. Погода вне политики, для нас главное -- жизнь людей. Мы обмениваемся информацией и тесно сотрудничаем с коллегами из России, Украины, стран Балтии.
-- В прошлом году на нас налетали то «Кирилл», то «Иван». Скажите, можно ли спрогнозировать циклоны и ураганы заранее?
-- В нашем гидрометеоцентре составляются прогнозы погоды на сутки, трое суток, неделю и в экспериментальном варианте на месяц. Оптимальный прогноз на 7--10 дней, так как в атмосфере происходят различные хаотичные движения: возникают циклоны, антициклоны. Циклон может возникнуть буквально за сутки, а через 12 часов быть у нас. Вспомним ураган 2005 года. Или прошлогодний «Кирилл». И за неделю спрогнозировать его бывает невозможно. Даже за половину суток только хороший профессионал может рассчитать, как циклон подойдет, по какой траектории пойдет, через какое время придет, чтобы выписать штормовое предупреждение.
-- Нужно ли тогда верить месячным прогнозам?
-- Суточный прогноз у нас оправдывается на 93--95 процентов, трехдневный на 88--90, недельный где-то на 80--85 процентов. Прогноз погоды на месяц специально для нас делает гидрометеоцентр России. И здесь неплохо оправдывается не количество осадков и температура, а волна холода и тепла. Например, в какой период ждать похолодания и наоборот. Мы являемся членом Всемирной метеорологической организации и получаем глобальный прогноз на год. Это имеет важное значение для бизнеса. Предварительные прогнозы на сезон мы тоже получаем. Для топливно-энергетического комплекса, к примеру, важно, будут сильные морозы или нет, для сельского хозяйства тем более. А в связи с тем, что идет изменение климата, постоянно что-то меняется. Почти все последние годы у нас аномальные. А прошлый год вообще был аномальный полностью, такого за весь период метеорологических наблюдений еще не отмечалось в Беларуси.
-- Что говорит глобальный прогноз о годовой температуре воздуха?
-- По предварительным прогнозам, 2008-й в целом на планете будет немного прохладнее, чем прошлые годы. Глобальная температура, как ожидается, будет 0,37 градуса. То, что 2008 год ожидается более холодным, чем предыдущие семь лет, вовсе не означает, что глобальное потепление прекратится, и начнется глобальное похолодание. Это всего лишь временное замедление скорости повышения глобальной температуры. Средняя температура за период 2001--2007 годов на 0,44 градуса превышает аналогичную за 1961--1990 годы и на 0,21 градуса выше, чем средняя величина предыдущего десятилетия (1991--2000 годы).
-- А каким будет в Беларуси, к примеру, февраль, придет ли вовремя весна?
-- По предварительному прогнозу, который мы получили из гидрометеоцентра России, февральская температура у нас прогнозируется на 1 градус выше нормы (норма от -3,5 градуса на юго-западе страны до -8 на северо-востоке), а количество осадков около нормы (28--48 мм). К концу января будем знать о февральской погоде более подробно. О весне же говорить еще рано. Самое главное, что она будет, и лето порадует теплыми деньками и солнышком.
-- Дмитрий Анатольевич, а какая погода нравится вам?
-- Любая. Как в песне: «У природы нет плохой погоды…» Люблю дождливую погоду, особенно летние дожди, зимой снег. Мое настроение от погоды совершенно не зависит. Самое главное, чтобы была погода в доме. Если выходишь из дома с хорошим настроением, пусть на улице дождь и слякоть, с таким же приходишь и на работу. Надо радоваться жизни. Главное, чтобы не было войны. Чего и всем желаю!
-- Кстати, о войне. Как только услышишь, что атмосферный фронт идет, сразу слышится грохот орудий…
-- Такая у нас терминология. Например, вот такая фраза нередко звучит: «погоду будут определять активные атмосферные фронты». Бывает, что атмосферный фронт приходит в размытом виде, особенно в поле повышенного давления, и может выразиться только в облачности. Если же циклон близко, над Балтикой, приходит и буквально заливает нас. Вы заметили, что в последнее время очень часто циклонам стали давать имена? Когда-то аборигены островов называли ураганы именами святых. Обычай пришел в Америку, где постоянно возникают циклоны, ураганы. Для того чтобы не запутаться в них, стали давать имена своих жен, девушек. Теперь и в Германии есть институт, который этим занимается, чтобы лучше запоминались, возникали какие-то ассоциации по принесенному ущербу.
-- А имена циклонам даются спонтанно или есть какая-то система?
-- Вы можете назвать даже своим именем. Посылаете заявку, платите деньги и ждете. Там уже лет на 10 вперед все расписано. Один год называют циклоны мужским именем, другой -- женским.
Кстати, в последнее время люди чаще интересуются не просто температурой воздуха, а синоптическими ситуациями, теми же циклонами и антициклонами, атмосферным давлением. Мы постоянно рассказываем, чем отличаются гололёд и гололедица, как вести себя во время грозы.
-- С какими еще вопросами обращаются жители страны к синоптикам?
-- Интересный случай произошел осенью. Позвонили мне и начали обвинять в том, что не включают отопление. Мол, термометр за окном показывает такую-то температуру. Я сказал, что по поводу включения отопления обращаться надо в другие инстанции. И объяснил, что температура у окна и на самом деле отличается.
Минск постоянно застраивается, растет. Это уже мегаполис. И здесь совершенно другой климат. Он отличается по температуре, по ветровому режиму. Например, температура воздуха в городе различается на 1--2 градуса. Летом в одном районе идет дождь, а в другом светит солнце. К сожалению, пока точные прогнозы в разрезе районов столицы мы дать не можем.
И оправдываемости прогнозов на 100 процентов пока не будет. Наука до этого не «дошла». По данным Всемирной метеорологической организации, даже авиапрогнозы, которые составляются на ближайшие три часа, оправдываются на 90 процентов. И такая оправдываемость считается высокой. К сожалению, здесь не всегда получается дважды два четыре. Прогноз погоды (греч. Prognosis -- предвидение, предсказание) -- это предположения о будущем состоянии погоды, основанные на результатах анализа развития крупномасштабных атмосферных процессов.
-- Как вы относитесь к интернет-прогнозам погоды?
-- В последнее время Интернет играет с нами злую шутку. Ситуации бывают разные. Иногда прогноз в глобальной сети, откуда берут информацию обычные пользователи и некоторые радиоканалы, и наш прогноз расходятся. А претензии предъявляют нам. Ведь погода у людей ассоциируется со словом синоптик. Приходится объяснять, разбираться. И, конечно же, желать всем хорошей погоды и отличного настроения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter