Детской онкологической службе нужна новая молекулярно-генетическая лаборатория

Пусть рак попятится назад

Наша детская онкологическая служба решилась на серьезный шаг вперед. Можно сказать, революционный. Ведь задумки, которые во что бы то ни стало собираются в ближайшие год–полтора воплотить в жизнь в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, дадут шанс на выздоровление буквально каждому маленькому пациенту. Сегодня под наблюдением врачей — около 6.000 детей, в чью жизнь вошел диагноз рак. И каждый год регистрируются около 300 новых случаев. Да, наши успехи в лечении сопоставимы с ведущими странами: общая 5–летняя выживаемость онкологических больных детей — 75%, а при самой распространенной в этом возрасте опухоли — остром лимфобластном лейкозе — даже 86%. Да, государство очень многое вкладывает в развитие этой службы. Но есть у детских онкологов заветная мечта — новейшая молекулярно–генетическая лаборатория, проект которой уже разработан и утвержден. Выделены и необходимые площади. Сегодня каждый из нас может ускорить продвижение этого важного проекта: требуется чуть более миллиона евро.

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Создание новой лаборатории — это прежде всего жизненная необходимость, уточняет заместитель директора по науке дирекции научного отдела РНПЦ Михаил Белевцев:

— Сейчас во всем мире делается упор на персонализированную медицину — когда профилактика, диагностика и лечение ориентированы на индивидуальные особенности человека. И первой задачей здесь становится определение молекулярно–генетического профиля, который дает прямой ответ на важнейшие вопросы: почему именно у этого пациента возникла онкопатология, где, на каком уровне возникли генетические поломки? Лечить детей с такими диагнозами, ничего не зная об этом, очень сложно, примерно как бить из пушки по воробьям...

Сегодня ученые сходятся в том, что рак — это поломка организма исключительно на генетическом уровне. Опухолевые клетки не возникают ниоткуда — это собственные клетки организма человека, но вдруг переродившиеся. Увы, действующая сегодня в РНПЦ клинико–диагностическая лаборатория уже давно переросла свои возможности. Ведь создавалась она 20 лет назад! С тех пор задачи в разы умножились, наука серьезно продвинулась вперед, и, чтобы соответствовать времени, более того, стараться идти на опережение, нужны совершенно иное пространство и инструментарий. Михаил Владимирович приводит пример:

— Скажем, сейчас количество генов, ответственных за онкопатологию, оценивается не десятками, как раньше, а сотнями. В новую классификацию практически всех онкологических патологий, особенно острых лейкозов, уже внесены такие молекулярно–генетические нарушения, определить которые пока невозможно чисто по технической причине — нет соответствующего оборудования.

Михаил Белевцев

Совсем иначе с новой лабораторией можно будет посмотреть и на процесс лечения. И это станет решением второй важнейшей задачи. Сегодня наиболее эффективным во всем мире считается применение таргетных препаратов. Их основная функция — устранение тех самых генетических поломок. Таргетная терапия станет реальным шансом на выздоровление детей, находящихся в самом безнадежном положении.

Третьей задачей лаборатории станет борьба с рецидивами, то есть отслеживание уровня остаточных опухолевых клеток или, другими словами, микрометастазов. Пока они — роковая проблема примерно для 10 — 15% пациентов. Как обнаружить, догнать и максимально уничтожить коварные клетки? С помощью генно–инженерных технологий, которые уже несколько лет доступны в Германии, США... Если объяснять доступно, то у онкопациента берутся вполне здоровые, но, увы, беспомощные клетки, которые соответствующим образом обучаются и вооружаются. А потом, словно армию солдат, их направляют на борьбу с опухолью.

Четвертая задача — перспективные исследования противоопухолевого иммунитета. По словам Михаила Белевцева, уже сделаны шаги в разработке противораковых вакцин для целого ряда патологий. Некоторые даже находятся на стадии клинических испытаний. Но реализовать все задуманное можно опять же только в условиях новой лаборатории.


Но и это еще не все. В РНПЦ смогут выявлять саму предрасположенность к раку. Увы, в Беларуси очень много детей с иммунологическими нарушениями. Собственно, первичный иммунодефицит и является основой для возникновения онкологического заболевания. Поэтому в первую очередь медики намерены исследовать ребят из категории «часто болеющие». А это огромнейший объем работы. То оборудование, которое пока есть, работает просто–таки круглосуточно и на износ — фактически на 150% (да, по большому счету, уже и не отвечает современным требованиям). В идеале речь пойдет о создании генетического паспорта буквально для каждого ребенка в первые дни жизни. Так уже делают в Америке, некоторых странах Европы, Китае... Особенно важен такой паспорт для детей, в чьих семьях так или иначе сталкивались с онкологическим диагнозом. Современные технологии ведь позволяют провести молекулярно–генетическое исследование всего лишь по капле крови, оставленной, скажем, на листе бумаги. Тогда уже при знакомстве с малышом у педиатра будет вполне содержательная картина его генетического здоровья. А если доктор владеет ситуацией и видит возможные риски, то предотвратить их гораздо легче.

В общем, сейчас РНПЦ очень бы пригодилась наша с вами помощь. И на закупку высокотехнологичного оборудования, и на ремонт выделенной площади, где согласно проекту планируется ввести в эксплуатацию около 17 помещений различного назначения, в том числе и с высочайшим классом защиты. А за самими врачами дело уж точно не станет — их уровень подготовки позволяет дерзать уже буквально завтра. Так пусть это завтра наступит скорее...


Кстати

С новыми технологиями можно будет вести речь и об индивидуальном плане наиболее благополучного развития ребенка. Сегодня самым продвинутым в мире исследованием в этой части является полное геномное секвенирование. Оно способно выявить даже неизвестные заболевания. Только в Европе каждый год их описывается три–четыре, а также несколько десятков новых генов и сотни их мутаций. Полное геномное секвенирование уже доступно и российским медикам. Имеющийся сегодня в РНПЦ секвенатор, увы, ориентирован только на хорошо известные болезни...


Будьте в курсе

Деньги на новую лабораторию можно перечислить по следующим реквизитам: ГУ «Республиканский научно–практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии», УНП 600395123, ОКПО 288793186000, 223053, Минский р–н, д. Боровляны, ул. Фрунзенская, 43.

Благотворительный счет в белорусских рублях, долларах США, евро в ОАО «АСБ Беларусбанк», БИК: АКББ BY 2Х (г. Минск, пр–т Дзержинского, 18) — BY67AKBB36429000003620000000.

eversman@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter