Пусть позлятся

Есть ли будущее у белорусской гимнастики?
Есть ли будущее у белорусской гимнастики?

Когда два года назад на чемпионате мира в Анахайме сборная Беларуси заняла 13-е общекомандное место и оказалась вне финала и без олимпийской лицензии, только и разговоров было, что о декадансе отечественной школы гимнастики и печальных перспективах, которые неминуемо ждут нашу команду после ухода ее лидера — Ивана Иванкова. В конце ноября из Мельбурна белорусы привезли бронзовую медаль Дениса Савенкова и надежду на то, что будущее обязательно будет светлым. «Я вижу, что у нас есть талантливые ребята, — на протяжении всего разговора главный тренер сборной Виктор ДОЙЛИДОВ не сводит глаз с тренирующейся молодежи. — А у них есть большое будущее...»

— Чтобы стать чемпионом, спортсмен должен быть очень одарен от природы, чувствовать снаряд так, как вы чувствуете ложку или вилку. Но это дано не всем: прыгучесть, например, развить почти невозможно. Поэтому «классических» гимнастов, многоборцев, становится все меньше. Но есть исключения. Меня, например, поражает японец Томита: сегодня он на две головы сильнее остальных конкурентов. Впрочем, он не первый такой уникум. В 1997 году точно так же доминировал Иван Иванков. К следующим Олимпийским играм очень сильный многоборец будет у китайцев. Говорят, он был готов уже сейчас, но травмировался и не смог выступить на чемпионате мира. За остальные же места вполне по силам бороться нашим Денису Савенкову, Дмитрию Савицкому и Леше Игнатовичу. Для Игнатовича нынешний чемпионат мира и вовсе был первым действительно серьезным стартом, и то, что он попал в финал в упражнении на коне и занял там четвертое место, — дорогого стоит.

— А не получится ли так, что на Олимпиаде в Пекине преимущество вновь окажется у китайцев с их специфической медициной?

— Вполне возможно. Традиционная китайская медицина, основанная на травах, корнях, иглоукалывании и прочих вещах, о которых мы не знаем, может дать им преимущество. Но надеяться на то, что они кому–то об этом расскажут, не стоит. Это опыт, накопленный веками. Впрочем, их успехам есть и еще одно объяснение: посмотрите на то, как сложены японские и китайские гимнасты. При развитом торсе у них очень узкий таз — сзади трико и вовсе болтается — и очень худенькие, но «прыгучие» ножки. А если же взять любого европейского гимнаста и условно разделить пополам, то нижняя его часть будет как минимум не легче верхней.

— Выходит, все наши беды от слишком большой... э–э, как бы это помягче?..

— Я бы так не сказал. (Смеется.) Просто гимнастика стала настолько сложной, что менее фактурным спортсменам легче приспособиться к предъявляемым требованиям.

— Значит ли это, что азиатская школа гимнастики надолго вытеснила европейскую с первых позиций?

— И китайская, и японская гимнастика весьма интересна, но... однообразна. Спортсмены разучили один и тот же набор упражнений и повторяют его «на автомате». В основном за счет того, что они легкие, прыгучие и физически сильные. Но ведь были же и великие гимнасты–атлеты! Тот же Виталий Щербо — он ведь никогда не был худым! А Леша Немов?! И они обыгрывали всех «в одну калитку»! Поэтому считаю, что проблема не в кризисе европейской гимнастической школы, а во временном отсутствии среди ее выпускников яркого лидера, способного стать достойной заменой Немову и Щербо.

— В свое время вы открыли миру Ваню Иванкова. Считаете, что кто–то из тех ребят, с которыми вы работаете сегодня, может подняться до его уровня?

— Я мечтаю об этом. И вижу, что при должной старательности с их стороны и Савенков, и Савицкий могут выйти на очень высокий уровень. Главное, чтобы травмы не мешали тренироваться в полную силу: хороший спортсмен здоровым не бывает. А желание у ребят есть.

— А что сам Иванков? Минувший чемпионат он рассматривал как своеобразный экзамен на профпригодность...

— По большому счету, поездка на чемпионат мира с такой сложной программой на перекладине — это авантюра. Ведь Ваня выступал первый раз после Олимпиады — его не было на помосте более 16 месяцев! Через пару дней после выступления у нас с ним был разговор. Мы договорились, что в следующем году в середине марта Иванков выступит в первом этапе Кубка мира в Германии, где уже по новым правилам попробует все свои 3 снаряда. Потом — на чемпионате Беларуси и в Греции на первенстве Европы. Перед чемпионатом мира он также попробует себя минимум на двух этапах Кубка мира... Иными словами, в году у него будет 4 — 5 крупных стартов: для гимнаста уровня Иванкова — более чем достаточно.

— Говоря о будущем белорусской гимнастики, вы так и не назвали фамилии Касперовича, Синкевича и Кружилова... Вы их списали со счетов?

— Я специально их не назвал. Пусть позлятся — может быть, лучше тренироваться начнут. У Кружилова и Касперовича потенциал и возможности ничуть не хуже, чем у остальных ребят. Но они только сидят и думают: «Да что там молодежь, мы чуть–чуть напряжемся и все выиграем». Я же хочу, чтобы они разозлились, и поддерживать буду тех, чьи результаты окажутся выше...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter