«Пусть на сцене царит высокое искусство!»

В  честь  своего  60-летия  Валентин  Елизарьев  сотворит  большой  балетный  вечер. Нынешний год для белорусского балета знаковый еще по двум причинам. Во-первых, 75-й сезон открыл театр. Во-вторых, сотрудничеству Валентина Елизарьева с его труппой — 35-й год

В  честь  своего  юбилея  Валентин  Елизарьев  сотворит  большой  балетный  вечер 

Нынешний год для белорусского балета знаковый трижды. Во-первых, 75-й сезон открыл театр. Во-вторых, сотрудничеству Валентина Елизарьева с его труппой — 35-й год. К слову, с начала месяца в афише театра — практически все спектакли, созданные маэстро в разные годы. В-третьих, 30 октября самому Валентину Николаевичу исполняется 60. В этот день юбилейный вечер мастера состоится во Дворце Республики. В программе  — легендарная «Кармина Бурана», некогда впервые обретшая сценическую жизнь благодаря постановке Елизарьева, и гала-концерт с участием звезд мирового балета из Петербурга, Москвы, Киева, Вильнюса, Варшавы и, конечно же, солистов труппы белорусского театра. 

— Мне не хотелось бы никакого официоза, никаких капустников или юбилейных речей. Пускай на сцене царит настоящее высокое искусство, — говорит виновник предстоящего торжества и признается, что если подготовленный им концерт понравится зрителям, для него это будет лучшим поздравлением и подарком. 

Накануне юбилея мы встретились с народным артистом СССР и Беларуси директором и художественным руководителем Национального академического Большого театра балета Валентином Елизарьевым (на снимке). 

— Валентин Николаевич, 35-й год в одном театре — редкое постоянство. 

— Случай в самом деле редкий, можно даже сказать уникальный. Знаю, что больше меня в одном и том же театре проработал только Мариус Петипа. Григоровича я обогнал — в Большом он около 30 лет. Обычно же на одном месте работают года три-четыре. Так, кстати, менялись люди и до моего прихода в белорусский театр балета. 

— Его главным балетмейстером вы стали будучи молодым человеком 26 лет. Что из того времени особенно запомнилось? 

— Из Санкт-Петербурга в Минск я приехал с хорошим багажом знаний, окончив Вагановское хореографическое училище  и балетмейстерское отделение консерватории имени Римского-Корсакова. Но там не учили работе с людьми. А в таком большом творческом коллективе, где свое искусство ты можешь передать и воплотить только через других людей, это первейшая необходимость. Нужно уметь общаться, быть интересным, зажигать людей, вдохновлять. Эти и многие другие качества приобретались мной с опытом работы, методом проб и ошибок. Но я ни о чем не жалею. Потому что каждая ошибка выстраивала меня как человека для дальнейшей жизни и творчества. 

— Правда ли, что из танцовщиков в балетмейстеры вас «привела» полученная на сцене травма? 

— О, этой легенде уже много лет! Кто-то из журналистов когда-то написал, и все почему-то подхватили. Да, травма была, делали операцию, но это вовсе не значит, что именно она стала причиной  перемены профессии. Это — идиотизм. Чтобы стать балетмейстером, нужны способности, к тому же балетной режиссурой я занялся раньше, чем в 26 лет. Скорее, травма была еще одним толчком к уже сделанному выбору. 

— А много ли еще напридумал о вас наш брат журналист? 

— Да не очень. Все же большинство стараются быть объективными и близкими к тому, что я рассказываю в интервью. Хотя все, что пишут, я прочитать, конечно, не могу. Ведь, например, в Интернете обо мне около десяти тысяч статей на разных языках мира. 

— О белорусском балете, вернее о балете Елизарьева (ведь эти слова уже стали брендом), как правило, и пишут, и говорят в превосходных тонах. Как вы это воспринимаете? 

— Между прочим, этот самый бренд — балет Елизарьева —  тоже с подачи журналистов появился, сам я специально ничего не делал. Что же касается громких слов, то про наш белорусский балет я говорил бы скромнее: он просто очень хороший. И это правда, без преувеличения. А вообще, к излишним восторгам я отношусь спокойно. Кстати, так же, как и к острой критике. Конечно, меня интересуют другие мнения, я всегда к ним прислушиваюсь. Но это не значит, что я буду делать так, как мне рекомендуют. 

— Вы ставили балетные спектакли в театрах разных стран. Наверняка вам предлагали уехать, сменить сцену. Что удерживало? 

 — Предложения действительно были, и немало. Но так сложилось, что нигде, кроме Беларуси, я постоянно не работал, патриотом этой страны остаюсь и сегодня. А удерживала, знаю точно, любовь к артистам, к коллективу белорусского балета. Я горд, что в годы лихолетья, в отличие от многих стран бывшего Союза, нам удалось сохранить балет, что сегодня его труппа очень профессиональна, востребована и любима зрителями. 

Я в самом деле искренне люблю этих людей. Они занимаются тяжелым трудом и зачастую неблагодарным. Они многое кладут на алтарь своей карьеры, чтобы за очень короткий срок, за 20 лет, успеть создать незабываемые образы на балетной сцене. 

— Хороший танцовщик, по-вашему, какой? 

— Тот, в котором есть комплекс природных данных, который хорошо обучен в хорошей школе, который эмоционален, который не дурак и понимает, что он делает. Глупый актер очень виден и неприятен на сцене. Просто выйти и хорошо станцевать — так не бывает. Нужно работать, нужно затратить определенное количество часов труда физического, умственного, эмоционального. Без этого — никуда. 

Кстати, теперь почти ежегодно (раньше это случалось с большими перерывами) среди выпускников хореографического колледжа, приходящих в нашу труппу, встречаются интересные, яркие, перспективные молодые артисты. К счастью, сохранился замечательный педагогический коллектив этого учебного заведения, есть единый стиль подготовки, единая белорусская школа. Меня радует, что сегодня она работает продуктивно. Ведь выпускники колледжа — основа нашей труппы. 

— А есть ли ученики у вас? 

— Конечно, в академии музыки я воспитываю хореографов, и у меня пять учеников. 

— В одном из недавних интервью вы сказали, что после юбилея собираетесь уйти из театра. 

— Юбилей — это подведение определенной жизненной черты. Я еще не решил, как поступлю после него. 

— Сегодня продолжается реконструкция старого здания театра балета. Спектакли уже третий сезон идут во Дворце Республики. К его сцене уже привыкли? 

— Скажу так: многие постановки мы смогли к ней адаптировать. Но если честно, то художественных потерь, конечно, много, и прежде всего в акустике. Хотя не могу пожаловаться: люди, которые работают с нами во Дворце Республики, стараются максимально помогать, мы делаем одно общее дело. 

— А за строительством здания театра следите? 

— Бываю иногда. Глядя на то, как все делается, убеждаюсь, что работают очень качественно. Это приятно. Надеюсь, что запаса прочности, уровня технической оснащенности хватит, чтобы после реконструкции лет 10—15 театр не обновлять. 

— Каким спектаклем планируете открывать родную сцену? 

— Балетом «Клеопатра», музыку к которому написал белорусский композитор Вячеслав Кузнецов. И обязательно — премьерой. 

— У вас очень плотный, насыщенный рабочий график. Говорят, вы работаете без выходных. А как отдыхаете? 

— Отдыхаю плохо. Сплю мало. Встаю рано, в 5—6 утра, и даже находясь в отпуске, каждый день прихожу на работу. Так привык. Не могу иначе. Это моя форма существования. Я не понимаю, что такое отдых. Мне кажется, что я не живу, если я не приду на работу и что-то не сделаю. 

— А привлекает ли что-нибудь кроме балета? 

— Я интересуюсь и драмой, и киноискусством, и живописью, особенно театральной. У меня большая коллекция театральной живописи. Собираю книги по искусству хореографии. Думаю, у меня одна из лучших специализированных библиотек, может быть, даже  европейского масштаба. Я многие годы целенаправленно этим занимаюсь. У меня есть редчайшие издания, которыми могли бы гордиться многие коллекционеры и библиотеки мира. 

Досье «Р» 

В 23 года Валентин Елизарьев стал лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров в Москве. В 1982-м по стипендии ЮНЕСКО стажировался во Франции в области балетной режиссуры. Балеты «Сотворение мира», «Тиль Уленшпигель», «Спартак», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Весна священная», «Ромео и Джульетта», «Страсти» (Рогнеда)», «Жар-птица», поставленные Валентином Елизарьевым, сформировали новый тип балетной драматургии, основанной на сквозном развитии действия, на метафоричности и многообразии пластики, на тонком взаимодействии хореографии и музыки со сценографией. 

В 1993 году на VII Международном конкурсе артистов балета в Москве Валентин Елизарьев был удостоен специальной премии за лучшую современную хореографию. В 1996 году ему присуждены звание «Лучший хореограф года» и премия «Benois de la Danse », учрежденная Международной ассоциацией танца. В 1996 году за создание хореографии и постановку спектакля «Страсти» (Рогнеда)» стал лауреатом Государственной премии Республики Беларусь. Награжден орденом Франциска Скорины, орденом Отечества III степени, имеет  государственные награды других стран. 

Председатель жюри Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, член жюри международных конкурсов балета в Варне (Болгария), Москве (Россия), Нагое (Япония), Киеве (Украина), Джексоне (США), Казани (Россия), Шанхае (Китай). Профессор Белорусской академии музыки, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, академик Петровской академии наук и искусства. Член Совета Европы по культуре. Член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по социальным вопросам. Председатель специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. 

За последние 15 лет коллектив Национального балета Беларуси, возглавляемый Валентином Елизарьевым, побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих гастролировал неоднократно и везде находил своих горячих поклонников. Помимо гастролей, труппа в течение одного театрального сезона дает около 150 спектаклей на основной сцене.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter