Пусть каждый начнет с себя

Жизнь 28-летнего минчанина Дмитрия Кулика оборвалась глупо, нелепо.
Жизнь 28-летнего минчанина Дмитрия Кулика оборвалась глупо, нелепо. Прямо на рабочем месте. "Смерть наступила от поражения техническим электричеством", - определили судмедэксперты. И хотя с того рокового понедельника прошло больше месяца, ни родня, ни коллеги погибшего по электроремонтному цеху, ни руководство ОАО "Гормолзавод N 2" до сих пор не могут поверить в случившееся. Фактически закончено спецрасследование, прояснены обстоятельства смертельного происшествия, но по-человечески все равно непонятно, как опытный профессионал, каким считался Дмитрий, мог напрочь пренебречь элементарными требованиями охраны труда и стать жертвой банального несчастного случая? А ведь соблюдение этих самых требований, сказано в Директиве Президента "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины", - важнейшая основа нашего с вами благополучия. Когда же мы наконец усвоим эту прописную истину?

Восемь из своих десяти трудовых лет Дмитрий Кулик проработал электромонтером на втором минском гормолзаводе. За эти годы поднялся и в зарплате, и по службе: получил 5-й разряд и 4-ю группу по электробезопасности. Квалифицированные специалисты нынче в цене, а электромонтеры - тем более. Словом, заводское начальство Дмитрием было довольно: работник добросовестный и исполнительный, любое дело выполнял качественно и в срок. И вдруг ЧП, подобных которому на предприятии не было за всю его 38-летнюю историю.

В тот день Кулик заступил на дежурство, как обычно, согласно графику. На тарном участке завода, одном из наиболее опасных мест на производстве, готовились к установке нового оборудования. Чтобы транспортировать его на участок, требовалось расширить дверной проем, да мешали пакетные выключатели. Их-то Дмитрию и поручили демонтировать. Задание по плечу двум начинающим электромонтерам. Но Кулику его 4-я группа по электробезопасности позволяла проводить такие работы самостоятельно. Иначе говоря, в страховке он не нуждался. Тем не менее то, что произошло, противоречит всем производственным нормам и правилам и с трудом поддается объяснению. Дежурный приступил к работе, не отключив напряжение в сети. Вместо специальных инструментов с токоизолирующими рукоятками у него в руках почему-то оказался невесть откуда взявшийся обычный железный гвоздодер. Дальнейшая цепь событий сливается в сплошной кошмар: одно неосторожное движение - повреждается проводка, оголяется провод, Дмитрий превращается в живой проводник между гвоздодером, орудием смерти, и чугунным полом тарного участка...

"Роковая случайность, - твердили мне в один голос другие электромонтеры, начальник электроремонтного цеха и главный энергетик завода. - Как такое могло случиться? Инструктажи по охране труда проводились регулярно. Каждое правило Кулик знал назубок. Справлялся с куда более сложными заданиями, не то что с такой мелочью. Да и вообще 220 вольт - далеко не всегда смертельная доза. Недоумение и растерянность моих собеседников понять можно, а вот согласиться с их толкованием случившегося - вряд ли. Мелочей на производстве, как оказалось, не бывает. В крови и моче погибшего судмедэксперты обнаружили соответственно 1,5 и 1,6 промилле этилового спирта. Остаточным явлением такое количество алкоголя никак не назовешь. Кто же виноват? Сам пострадавший? Спору нет. "Только государственный подход требует объективности", - говорит главный государственный инспектор труда Минского городского управления департамента государственной инспекции труда Ольга Душевская. Недостаточный контроль за соблюдением жизненно важных производственных норм и правил на втором гормолзаводе в число причин смерти Дмитрия включен не случайно. Это ЧП, как и многие другие, в значительной мере на совести тех, кому по долгу службы положено учить людей работать безопасно.

К сожалению, в архивах Минского городского управления департамента государственной инспекции труда подобных историй ни одна и ни две. В минувшем году минские предприятия потратили на улучшение условий труда более 39 миллиардов рублей. А толку? За тот же год сотрудники управления зафиксировали 22 тысячи 851 нарушение требований к охране труда. Считай, в нарушителях значится более двух третей городских производств. В результате - 164 работника получили тяжелые производственные травмы, 41 человек погиб, причем четверть погибших в момент трагедии были, как говорится, подшофе. Для сведения: всего в стране за 2003 год произошло 223 несчастных "производственных" случая со смертельным исходом, 717 происшествий обернулись серьезными увечьями.

О чем говорит анализ специальных расследований, которые государственные инспектора труда проводят по каждому несчастному случаю? Основные причины трагедий банальны: прорехи в системе обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, недостаточный контроль за применением этих знаний на практике, несоблюдение трудовой дисциплины и т.д. Словом, чтобы работать безопасно, считает начальник Минского городского управления департамента государственной инспекции труда Валерий Емельянов, чаще всего не требуется никаких дополнительных материальных затрат - безответственность и равнодушие нам мешают. Причем, чтобы дело пошло, каждый должен начать с себя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter