Пусть добрым окажется путь!

Размышлениями о своей работе, служебном долге и ответственности за рядом живущих и работающих людей, развитии дорожной отрасли делится с корреспондентом “Народной газеты” начальник дорожно-эксплуатационного управления № 10 Александр КОНОПЛИЧ

— Александр Адамович, давайте начнем наш разговор с Минской кольцевой дороги, которая после реконструкции превратилась в современную и, можно сказать, уникальную автомагистраль. Шесть полос, интенсивность движения на которых не снижается круглый год,  высокая нагрузка на покрытие — все это создает особую специфику обслуживания МКАД. Как вам удается обеспечивать безопасность движения, содержать дорогу в образцовом состоянии?
— Согласен с вами, такой дороги, как Минская кольцевая, нигде в республике нет. Она действительно уникальна — хотя бы то, что вся она ночью освещена.
Пользователей дороги много, столичных и иногородних. Многие водители побывали за границей, видели, какие там автотрассы: порядок, чистота. Отсюда все наши требования по уходу за Минской кольцевой. Два международных сертификата качества, которых удостоен коллектив, обязывают нас постоянно улучшать обслуживание своих дорог.
— Водители, проезжая по вашим дорогам, привыкли видеть машины патрульной службы ДЭУ № 10. Знают: раз дорожники работают — порядок на магистралях будет обеспечен!
— Они правы. В том, что работа патрульной службы на Минской кольцевой и дороге из Минска в Национальный аэропорт необходима с шести утра до десяти вечера, мы убедились еще в 2005 году. Тогда рабочий день продолжался с восьми утра до пяти вечера, за исключением отдельных ситуаций, но этого было недостаточно.
Сейчас дежурный патруль эффективнее контролирует потоки движения машин, устраняет повреждения дорожных знаков, убирает с дороги и обочин посторонние предметы. И, конечно же, патрульная служба своевременно передает информацию о дорожно-транспортных происшествиях. Естественно, в случае ДТП возникает необходимость ограничить движение — патрульная служба выставляет временные знаки, выполняет другие операции. Если надо, вызывает аварийную бригаду линейно-дорожной дистанции.
Бывали случаи, когда падали деревья, и наши люди оперативно убирали их с дороги, дабы не мешали движению. С наступлением осенне-зимнего сезона вероятность различных ЧП возрастает. Поэтому с 15 октября ДЭУ № 10 перешло на круглосуточный режим работы.
— Вот вы упомянули о посторонних предметах на полосе движения. Ведь они с неба не падают, не правда ли?
— Культура движения — злободневный вопрос. А то, что на дороге можно увидеть различные предметы, это на совести водителей. Они должны не допускать их появления. И если кто-то из них и заметит посторонний предмет на трассе, то вряд ли остановит машину и уберет его. А ведь этот предмет может попасть под колеса автомобиля, что чревато аварией.
Не одно поколение сменится, пока у водителей появится такая культура поведения, какой хочется видеть ее нам, дорожникам.
— Как вы сказали, главная обязанность дорожников — обеспечить безопасное движение на обслуживаемых дорогах. Вам приятно, когда утром, придя на работу, вы слышите, что на вверенных вашему управлению автотрассах никаких ДТП не произошло?
— Конечно, приятно.
— Как часто бывают такие “светлые” дни?
— Слава богу, таких дней много. Наблюдается следующая тенденция: из года в год идет снижение количества ДТП. Наверное, есть в этом и заслуга дорожников. Больше внимания уделяет этому вопросу Госавтоинспекция. Особенно на таких скоростных дорогах, как Минская кольцевая. Разрабатываются специальные мероприятия по профилактике дорожных аварий. К примеру, на МКАД смонтирован фоторадар. Скоро нарушители правил дорожного движения будут получать по почте фотографию своей машины в момент нарушения и приглашение в ГАИ для разбирательства.
Сегодня Минская кольцевая дорога и дорога от столицы до Национального аэропорта ночью освещены полностью. Роль освещения в предупреждении аварий огромна. Особенно в осенне-зимний период, когда рано темнеет. Водители знают, как опасен ослепляющий свет фар встречного транспорта... Когда вдоль дороги установлены фонари ночного освещения, свет фар не мешает движению.
— Вандализм на дорогах — это разрушенные павильоны на автобусных остановках, перевернутые урны с мусором, расписанные нецензурными словами стены подземных переходов, искореженные дорожные знаки и т.д. Усилия дорожников в борьбе с этим явлением, увы, пока не дают желаемого результата. Почему?
— Я уже говорил: отсутствие у некоторых людей элементарной культуры поведения. Расписанные стены, разбросанный мусор — уже мелкая проблема. В последнее время в подземных переходах через кольцевую дорогу участились случаи повреждения и воровства светильников. Таких переходов 16, и на большинстве из них ночью наблюдается такая картина: пугающий темнотой неосвещенный подземный переход вынуждает людей переходить дорогу, лавируя между движущимися машинами и подвергая опасности свою жизнь. Не исключены по этой причине несчастные случаи.
Что мы можем противопоставить варварам, уничтожающим светильники? Против лома уже найден прием: в переходе в районе Куропат установили так называемые антивандальные диодные светильники, которые не “по зубам” варварам. Проблема остается, но она будет решаться. Сейчас ведем ремонт пешеходного перехода на дороге в районе Степянки.
— Александр Адамович, давайте поговорим о подготовке вашего управления к работе в зимних условиях.
— В этом году к зиме начали готовиться с весны и встречаем ее во всеоружии. Хоть завтра в бой! Необходимая техника готова. Конечно, зимой на нее ляжет большая нагрузка. Уже сейчас машины поставлены на дежурство. Они должны быть готовы к неожиданному капризу погоды, который может случиться в октябре, — снегопаду, например. Работа дежурных бригад организована круглосуточно — чтобы выехать в любое время суток на любой из 192 километров обслуживаемых дорог.
Что касается снегозаносимых участков дорог, то все они в октябре будут закрыты снегозащитными щитами. Главный документ, который мы разработали, это инженерная подготовка по зимнему содержанию дорог, где все вопросы расписаны. В том числе и наличие снегозаносимых участков, которых у ДЭУ № 10 14 километров. На всех четырех линейно-дорожных дистанциях продолжается заготовка песчано-соляных смесей. Технологические площадки почти заполнены: уже имеется 95 процентов к необходимым запасам, хотя к 1 ноября по заданию нам нужно было заготовить 80 процентов песчано-соляных смесей. Синоптики предупреждают, что скоро выпадет первый снег, будут наблюдаться перепады температуры. Нашим службам они не страшны.
— Как подготовлены к зимним испытаниям ваши люди? Ведь им придется работать в нелегких условиях. Мороз, пурга, гололед — они всегда затрудняют действия дорожных рабочих.
— Самая сложная работа зимой ложится на плечи людей — вы правильно затронули эту тему. Все инженерно-технические работники, рабочие, занятые на зимнем обслуживании дорог, прошли обучение. В отраслевом центре повышения квалификации учатся мастера, начальники дистанций, главные инженеры.
Хочется заострить внимание и на таком вопросе, как безопасные условия труда дорожников. В ДЭУ № 10, я считаю, они созданы. Мы учим своих людей тому, чтобы, выходя на дорогу, думали о себе и жизни товарищей. Ведь дорожнику приходится работать в условиях интенсивного дорожного движения, при порывистом ветре, в холод. Перейти дорогу, ограничить движение, поток автомашин — значит подвергать себя опасности. Мы стараемся научить людей правильно действовать в экстремальных ситуациях.
Дорожный работник должен оправдывать оказанное ему доверие. И хотя изображен он на дорожном знаке черным цветом и с лопатой, на самом деле это не так. Сегодня это квалифицированный специалист, который может обращаться с катком, мотокосилкой, виброплитой. Он успешно осваивает передовые технологии, исключающие ручной труд. В нашем управлении проводится огромная работа с низшим звеном, особенно по технике безопасности. Я, как руководитель, придаю этому вопросу большое внимание и строго спрашиваю с подчиненных.
— Будет ли налажена на зимних дорогах четкая система оповещения? Ведь протяженность обслуживаемых вами дорог немалая — почти двести километров. Расположены они в разных “климатических поясах”. Зимой, как известно, погодная ситуация может меняться в течение небольшого отрезка времени. Как будут действовать дорожники в сложных условиях?
— К любым неожиданностям мы готовы. Все линейно-дорожные дистанции мобильны, они обеспечены необходимыми ресурсами. Информация о погоде, состоянии дорог будет поступать с дорожно-измерительных станций, три из которых находятся на Минской кольцевой дороге и по одной — на дорогах М-2 и М-3: Минск—Национальный аэропорт и Минск—Витебск. На основании их данных будет прогнозироваться наличие снегообразований на дорогах. Очень серьезные задачи по оповещению, в том числе и получение оперативной информации от водителей, решает дорожная патрульная служба. Картина состояния дорог, погоды, как видите, всегда “в движении”, но мы научились прогнозировать ситуацию. Ведь наши специалисты владеют и метеовопросами.
— Не секрет, Александр Адамович, что многое в работе дорожного подразделения зависит от наличия технического потенциала. Достаточно ли оснащено техникой ваше управление?
— Нам в этом плане грех жаловаться. Управление обслуживает очень важные дороги — постоянные маршруты главы государства, высоких гостей из различных стран мира. Поэтому государство уделяет этим автомагистралям большое внимание. Не зря говорят, что дороги — лицо страны, и как они выглядят, судят о нашей республике. Содержать дороги в должном состоянии помогает нам хорошая современная техника. Надежны в работе автомобили “МАЗ-5516”, их парк увеличивается и составляет сейчас 22 единицы. На них установлено отечественное оборудование для выполнения различных операций. Всех МАЗов у нас 32, столько ни в одном ДЭУ нет. Из дорожных машин самая уникальная — универсальная машина марки Ш-406 на базе трактора МТЗ. Она может работать с косилкой, ротором, отвалом, щеткой. Зимой тоже окажет огромную помощь — сброс снежного вала ведет оперативно и быстро. Оборудована небольшим пескосолераспределителем. Эта машина — детище отечественной дорожной отрасли, собрана на Фанипольском опытном заводе. Все дорожники хвалят Ш-406 за высокую производительность. Сейчас наше управление на стадии перевооружения. В будущем году намерены освоить ряд современных технологий. “Минскавтодор-Центр” поддерживает все наши начинания.
— Какие проблемы сегодня вас волнуют больше всего?
— Волнует начало зимы. Как бы я ни говорил, что мы готовы к ней, все равно вход в зиму — довольно ответственное время. В межсезонье очень трудно определить, когда выпадет первый снег. Он может лечь на два-три дня, потом растает и опять наступит тепло. Эти два-три дня — самые сложные для дорожников, и надо сработать так, чтобы не допустить на дорогах аварий. О том, как мы “поймаем момент” и сработаем, будут судить о нас и нашей работе.
Волнует и будущий год. Надо сформировать производственную программу так, чтобы в 2007 году содержать дороги еще лучше. Коллективу ДЭУ № 10, как никому другому, надо держать свою марку — по нашей работе принято судить и о деятельности “Минскавтодор-Центра” в целом.
— Александр Адамович, скоро профессиональный праздник дорожников. Ваши пожелания коллегам, партнерам, всем тем, кто пользуется вашими дорогами.
— В преддверии праздника хотелось бы пожелать всем хорошего настроения, комфортного, безопасного движения по нашим дорогам. Своим коллегам желаю, чтобы они в полной мере испытывали гордость за свою профессию, работу, которую выполняют, и могли с честью говорить: “Я — представитель дорожной отрасли!”

Александр КоноплиЧ  из семьи потомственных дорожников


Родился в Витебске, там же окончил среднюю школу. В детстве ему часто приходилось слышать разговоры родителей о дорогах. С ними много путешествовал, любовался окрестностями. Так зарождалась любовь к будущей профессии.
Мечта Александра Адамовича сбылась после окончания БГПА, когда он, выпускник одного из почитаемых в стране вузов, прибыл на работу мастером в ДРСУ-40, что в Озерце под Минском. Затем молодому специалисту предложили перейти в центральную диспетчерскую Белавтодора. И хотя работа была интересной, Александру не хотелось сидеть в кабинете.
Вскоре его назначили начальником участка линейно-дорожной дистанции, а через два года — главным инженером вновь созданного ДЭУ № 17.
И это была не последняя ступенька в его карьере — в 2004 году Александр Адамович перешел на работу в аппарат РУП “Магистральавтодор” начальником отдела содержания дорог. Здесь он вырос как профессионал. И когда образовалось РУП “Минскавтодор-Центр”, его назначили начальником филиала “ДЭУ № 10”.
1 августа 2005 года — день, когда Александр Коноплич встал на командирский мостик одного из крупнейших на Минщине дорожно-эксплуатационных управлений.
Как и у отца, генерального директора “Витебскавтодора” Адама Адамовича, хобби Александра Адамовича — работа и семья. Жена Светлана недавно подарила ему доченьку.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter