В Союзном государстве разработан уникальный метод лечения дефектов позвоночника

Пусть болезнь прогнется под нас

Петербургские врачи–ортопеды начали ставить своим маленьким пациентам новые системы для исправления серьезных дефектов позвоночника. Конструкции разработаны российскими врачами и изготовлены на белорусском предприятии — импортозамещение стало возможным в рамках реализации специальной программы Союзного государства.
В России насчитывается более 60 тысяч детей с врожденными дефектами позвоночника.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

Полное название проекта, в котором сотрудничают ученые, врачи, инженеры двух стран, — «Разработка спинальных систем с использованием технологий прототипирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями и повреждениями позвоночника». Со стороны России в нем участвуют ФГБУ «Научно–исследовательский детский ортопедический институт имени Турнера», с белорусской стороны — ГУ «Республиканский научно–практический центр травматологии и ортопедии».

Подобные операции проводятся в мире давно, но вот сами конструкции и российские, и белорусские медики покупали за рубежом, большей частью в Швейцарии. А потом решили, что знаменитого швейцарского качества им недостаточно — сами могут лучше. Основную научную идею подали врачи института Турнера, довели ее до уровня реализации программы Союзного государства — вместе с белорусскими коллегами.

— Преимущество наших хирургических методик лечения и спинальных систем прежде всего в том, что они обеспечивают индивидуальный подход к каждому пациенту, — рассказал корреспонденту «СОЮЗа» директор НИДОИ имени Турнера Алексей Баиндурашвили. — В основе конструкции сплав титана с некоторыми добавками, как и у большинства иностранных. Но за счет состава металла, размеров самой конструкции и ее прочностных характеристик мы добились достижения максимального результата в ходе операции и меньшего числа осложнений после нее. У иностранцев встречается 20–30 процентов осложнений, у нас пока таких случаев не было.

Конечно, петербургские врачи еще не накопили достаточную статистику: пациентам установлено всего около десятка спинальных систем отечественной разработки. В масштабах проблемы — это капля в море. По данным заместителя директора института по научной и учебной работе профессора Сергея Виссарионова, на сегодня в России насчитывается более 60 тысяч детей с врожденными дефектами позвоночника, около половины из них нуждаются в хирургическом лечении в раннем возрасте, до 3 лет. При этом удельное число таких пациентов растет: этому способствует внедрение современных методов диагностики, которые позволяют выявлять заболевания на ранних стадиях, буквально с пеленок. Сейчас петербургские врачи — первыми в России — начали профилактические осмотры новорожденных в роддомах и разработали целый комплекс диагностических критериев, основанных на проведении молекулярно–генетических и биохимических исследований крови.

Спинальные конструкции позволяют лечить детей со сложнейшими формами врожденных сколиозов, когда позвоночный столб ребенка буквально перекручен вокруг своей оси, причем даже с повреждениями спинного мозга. Наряду со скальпелем инструментом хирурга становится отвертка. Вот на рентгеновском снимке видно, что у одного из маленьких пациентов доктора Дмитрия Кокушина недоразвит позвонок в грудном отделе — с одной стороны косточка есть, а с другой ее нет, позвонок имеет клиновидную форму. Когда ребенок начнет активно расти, асимметрия будет увеличиваться, позвоночный столб будет все больше искривляться, и конечный итог — сильные боли, ограниченная подвижность, серьезные проблемы с внутренними органами. Поэтому врачи удалили недоразвитый позвонок, полностью исправили врожденное искривление и зафиксировали достигнутый результат при помощи индивидуальной металлоконструкции. Для неспециалиста она выглядит как металлическая палочка длиной не более 10 сантиметров с двумя винтами, которые хирург устанавливает в тела позвонков и закрепляет на нужном расстоянии друг от друга. Таких палочек использовали две — по обеим сторонам позвоночного столба, чтобы тот не искривлялся. Через полтора–два года, когда позвонки в этом месте срастутся и укрепятся, систему удалят. Ребенок в дальнейшем будет расти и развиваться как обычно — ему больше не грозит инвалидность.

Подвижная спинальная система похожа на гусеницу.
МАЙЯ ЖИНКИНА

Есть и более сложные в техническом отношении конструкции. Например, при лечении тяжелых форм сколиоза, который сопровождается еще и сращением ребер между собой с одной стороны: у маленьких детей, которые растут очень быстро, ставят подвижные спинальные системы. Металлическое устройство похоже на гусеницу, сегменты которой жестко скреплены между собой и одновременно подвижны. Сейчас такие конструкции в рамках союзной программы производят в Минске, на базе НП ООО «Медбиотех».

К каждому случаю в НИДОИ подходят индивидуально, система коррекции изготавливается в единственном экземпляре. Но именно такая индивидуальная работа помогает выявить закономерности, сделать конструкции типовыми, а значит, более дешевыми и доступными. Российские специалисты планируют, что в дальнейшем их производство будет налажено и в России. Главным итогом союзной программы должны стать все–таки не сами «палочки с винтиками», а создание суммы технологий.

— Наша задача — сделать их возможными для тиражирования и вывести на рынок с соответствующими медицинскими документами, — подчеркивает Алексей Баиндурашвили. — Мы хотим конкурировать на равных, а выиграют в конечном итоге пациенты.

На первой стадии реализации программы специалисты занимались разработкой комплекса диагностических мероприятий для пациентов с врожденными деформациями и повреждениями позвоночника, изучали возможности применения в данной области методов лучевых исследований, молекулярно–генетических и биохимических маркеров. Аналогов этой разработке российско–белорусского тандема в мире пока нет. Кроме того, были выявлены критерии, позволяющие прогнозировать прогрессирующее течение врожденных деформаций позвоночника, а у детей с повреждениями позвоночного столба и спинного мозга определять темпы и динамику восстановления неврологических нарушений. На текущем этапе, который продлится и в 2019 году, идет создание образцов спинальных систем и разработка методов хирургического вмешательства.

Как поясняет Сергей Виссарионов, для каждого возраста и каждого варианта деформации будет разработан свой лечебный «пакет»: метод операции и конструкция, которую следует использовать для устранения дефекта. Полный набор таких «пакетов» и станет итогом четырех лет научно–исследовательской работы в рамках программы Союзного государства «Спинальные системы».

Мария Голубкова.

morrisspb@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter